Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
15.03.2021

В 2020 году российский агроэкспорт вырос на 20%

В 2020 году Россия поставила на внешние рынки 79 млн тонн продукции АПК стоимостью 30,7 млрд долл., что на 5 млрд долл. или на 20% больше показателя прошлого года. Таким образом агроэкспорт достиг рекордной величины, побив максимум 2018 года, по итогам которого показатель составлял 25,8 млрд долл.

Рост продемонстрировали все основные группы товаров, за исключением рыбы и морепродуктов, где вследствие снижения цен из-за пандемии коронавируса стоимость экспорта сократилась на 2,1%. Отгрузки зерна в денежном выражении увеличились на 29%, масложировой продукции – на 22%, мяса – на 49%, молочных продуктов – на 11%. Поставки продукции пищевой и перерабатывающей промышленности продемонстрировали рост на 13%.

По данным ФТС, в 2020 году импортерами продукции АПК из России являлись более 150 стран. Лидирующую позицию среди них сохраняет Китай, закупки которого превысили 4 млрд долл. За прошлый год в КНР ввезено 4,8 млн тонн продовольственных товаров стоимостью 4,02 млрд долл. – на 26% больше уровня 2019. Второе место занимает Турция, увеличившая импорт на 26% до 3,1 млрд долл. Также в топ-3 покупателей, как и годом ранее, входит Казахстан, нарастивший импорт на 12% до 2,1 млрд долл.

Зерно

Экспорт зерна увеличился на 25% до 49 млн тонн, в денежном выражении объем вырос на 29% до 10 млрд долл. Благодаря столь значительной динамике доля зерна в структуре экспорта увеличилась до 33%.

Ростом завершили год все три основные экспортные культуры – пшеница, ячмень и кукуруза. В том числе отгрузки пшеницы выросли на 22% до 39 млн тонн, в денежном выражении – на 29% до 8,3 млрд долл. благодаря росту цен. Зарубежные продажи ячменя составили 6,1 млн тонн (+54%) на 1,1 млрд долл. (+44%), кукурузы – 4 млн тонн (+29%) на 741 млн долл. (+20%).

Турция, вышедшая в лидеры среди покупателей российского зерна в 2019 году, сохранила эту позицию. В прошлом году в республику экспортировано более 9 млн тонн зерна (+15%) стоимостью 1,9 млрд долл. (+24%). Около 88% этого объема пришлось на пшеницу, 6% – кукурузу, 4% – ячмень. Турция занимает второе место среди ведущих импортеров российской пшеницы, первое – кукурузы, третье – ячменя.

Египет находится на 2-й строчке с долей 18%. За 12 месяцев в эту страну отгружено 8,3 млн тонн зерна (+35%) на сумму 1,8 млрд долл. (+41%). Практически весь этот объем пришелся на пшеницу, благодаря чему Египет вновь стал крупнейшим покупателем этого вида злака из России.

На третьем месте с долей 5,5% – Саудовская Аравия, увеличившая импорт российского зерна до 3,1 млн тонн стоимостью 568 млн долл. Это в 2,4 раза больше показателя 2019 года в физическом и стоимостном выражении. Саудовская Аравия является ведущим импортером российского ячменя, однако помимо него в этом году стала впервые закупать пшеницу (247 тыс. тонн), сорго (1 тыс. тонн) и гречиху (193 тонны).

В 2020 году после 5-летнего перерыва возобновил закупку российской пшеницы Пакистан (1,2 млн тонн), после 9-летнего – Куба (25 тыс. тонн), значительно нарастили импорт зерна Вьетнам, Таиланд, Тунис, Таиланд, Казахстан, Монголия.

Масложировая продукция

Экспорт масложировой продукции в прошлом году вырос на 12% до 8,1 млн тонн в натуральном объеме и на 22% до 5 млрд долл. в денежном.

Драйвером роста стало подсолнечное масло, которого в минувшем году отгружено 3,7 млн тонн (+19%) стоимостью 2,8 млрд долл. (+28%). Динамику обусловили продажи в первой половине года: после рекордного урожая подсолнечника 2019 года экспорт подсолнечного масла в январе-июне 2020 года показал рост на 40% в физическом и стоимостном выражении. Во второй половине календарного года отгрузки в годовом выражении снизились на 0,8% в натуральном объеме, однако выросли на 17% в денежном.

Рапсового масла за рубеж поставлено 688 тыс. тонн (+2,9%) на сумму 587 млн долл. (+14%), соевого – 679 тыс. тонн (+13%) на 495 млн долл. (+24%). Отгрузки шрота и жмыха увеличились на 6,7% до 2,7 млн тонн стоимостью 668 млн долл. (+9,4%), маргарина – на 9,9% до 234 тыс. тонн стоимостью 230 млн долл. (+10%).

Крупнейшим покупателем российской масложировой продукции является Китай, нарастивший импорт в 1,8 раза до 1,1 млрд долл. Более половины этого объема пришлось на подсолнечное масло (565 млн долл., 771 тыс. тонн), 23% – рапсовое масло (253 млн долл., 282 тыс. тонн), 22% – соевое масло (244 млн долл., 328 тыс. тонн). По всем трем видам масел Китай является лидером среди импортеров. Кроме того, Россия начала поставки в КНР соевого и подсолнечного шрота (14 млн долл., 31 тыс. тонн).

На второй позиции – Турция, увеличившая закупки на 26% до 553 млн долл. За январь-декабрь в страну поставлено 645 тыс. тонн подсолнечного масла стоимостью 456 млн долл. (+34%), 493 тыс. тонн шрота и жмыха на сумму 97 млн долл. (-2,2%), а также 126 тонн маргарина на 102 тыс. долл. (в 2019 поставок не было).

Также в топ-3 стран-импортеров входит Индия, увеличившая ввоз российской масложировой продукции в 2,2 раза до 364 млн долл. Более 90% объема пришлось на подсолнечное масло, закупки которого выросли в 2 раза до 333 млн долл. (460 тыс. тонн).

Мясная продукция

Экспорт мясной продукции в 2020 году продемонстрировал самый высокий темп роста среди основных категорий продовольственных товаров. За 12 месяцев физический объем увеличился на 53% и составил 525 тыс. тонн. В денежном эквиваленте отгрузки достигли 887 млн долл., что на 49% выше аналогичного показателя 2019.

По уточненным данным ФТС, поставки мяса птицы выросли на 40% до 296 тыс. тонн в физическом выражении и на 31% до 429 млн долл. в стоимостном. Свинины экспортировано более 200 тыс. тонн (+87%) на сумму 336 млн долл. (+91%), говядины – 16 тыс. тонн (в 2,7 раза больше) стоимостью 88 млн долл. (в 3,1 раза больше).

Крупнейшим покупателем российского мяса стал Китай. Поставки мяса птицы в эту страну, начавшиеся в феврале 2019, по итогам прошлого года выросли в 2,3 раза до 146 тыс. тонн на сумму 265 млн долл. (в 1,8 раза больше). В 2020 году доступ на китайский рынок получили российские экспортеры говядины, отгруженный объем составил 8,7 тыс. тонн на 48 млн долл., или более 50% всего российского экспорта мяса КРС.

На втором месте с долей 16% – Вьетнам. В конце 2019 года рынок открылся для поставок свинины, благодаря чему за прошлый год экспорт мяса во Вьетнам вырос вдвое до 73 тыс. тонн в физическом выражении и в 4,4 раза до 140 млн долл. в денежном. Около 94% этого объема пришлось на свинину.

Третью позицию заняла Украина с долей 12%, за год в эту страну экспортировано 79 тыс. тонн мяса (+6,8%) стоимостью 108 млн долл. (+4,2%). 62% денежного объема составила свинина, 36% – мясо птицы.

Значительный рост экспорта мяса из России обусловили несколько факторов, рассказал «Агроэкспорту» руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «Во-первых, в прошлом году Россия смогла максимально использовать потенциал китайского рынка по мясу птицы благодаря дефициту животного белка, который вызвал резкий рост цен на свинину и переориентацию части потребителей на мясо птицы. В результате Россия заняла 3-е место среди поставщиков этого вида мяса в КНР после США и Бразилии, а также начала поставлять говядину», – отметил он. Второй фактор – своевременное открытие рынка Вьетнама по свинине благодаря активной работе Минсельхоза России и Россельхознадзора, а также некоторых российских производителей, сумевших убедить власти Вьетнама в безопасности российской продукции. «Как и в Китае, во Вьетнаме из-за АЧС резко снизилось поголовье свиней, а цены быстро росли. Россия, в свою очередь, оперативно расширила список аттестованных предприятий и очень быстро нарастила объем поставок», – подчеркнул Юшин. Еще один фактор – ослабление рубля, повысившее конкурентоспособность российской продукции, а также низкие цены на мясо птицы и свинину внутри страны.

Кроме того, рост экспортных продаж стал следствием масштабной маркетинговой работы, проводимой российскими компаниями. «Поставщики все лучше узнают мировые рынки и расширяют географию поставок: российское мясо экспортируется уже почти в 50 стран. Помимо азиатских государств все активнее ведется работа на Ближнем Востоке, несмотря на проблемы с сертификацией халяльной продукции. Также осваиваются рынки, которые пока небольшие, но потенциально емкие – это рынки африканских государств», – подчеркнул Юшин.

Молочная продукция

Экспорт молочной продукции в прошлом году вырос на 16% до 207 тыс. тонн в физическом выражении и на 11% до 318 млн долл. в стоимостном.

Сыров и творога отправлено за рубеж 30 тыс. тонн (+12%) на сумму 96 млн долл. (+15%). Поставки кисломолочных продуктов снизились на 2,1% до 83 млн долл. (79 тыс. тонн), мороженого – выросли на 6,8% до 57 млн долл. (26 тыс. тонн), молока и сливок – на 9,3% до 55 млн долл. (56 тыс. тонн), сливочного масла – на 75% до 15 млн долл. (4,5 тыс. тонн), молочной сыворотки – в 2 раза до 12 млн долл. (11 тыс. тонн).

Ведущими покупателями молочных продуктов из России остаются государства постсоветского пространства. В том числе экспорт в Казахстан увеличился на 8,7% до 132 млн долл., Беларусь – на 7,5% до 45 млн долл. Поставки на Украину за январь-декабрь оцениваются на уровне 45 млн долл. (+18%).

«2020 год стал крайне удачным для экспорта молочной продукции, – оценивает управляющий партнер «Стреда консалтинг» Алексей Груздев. – На фоне существенной девальвации рубля, которая сделала отечественную продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке, мы смогли существенно усилить свои позиции на традиционных рынках постсоветского пространства и при этом вырасти в объемах практически по все категориям продукции». В части расширения географии в последние годы Россия получила доступ на рынки более 15 стран, десять из которых входят в топ-20 крупнейших стран-импортеров молочной продукции – это Япония, Южная Корея, Вьетнам, Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Египет и другие. «В ближайшие годы отрасль обязательно должна реализовывать этот задел», – уверен Груздев.

По его словам, в текущем году можно ожидать сохранения всех действующих положительных факторов и рассчитывать на аналогичный прирост объемов поставок в 20-25%. «В условиях ползущей девальвации мы имеет все необходимые предпосылки для дальнейшего стабильного роста экспорта молочной продукции в ближайшие 2-3 года: объемы производства сырья стабильно растут, вводятся новые мощности переработки, активно расширяется перечень открытых стран и снижаются административные барьеры, все большее количество компаний проявляет интерес к экспорту и постепенно набирается опыта в организации поставок своей продукции на мировой рынок», – добавил Груздев.

Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности

Поставки из России продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в 2020 году увеличились на 13% до 4,5 млрд долл.

Экспорт кондитерских изделий, несмотря на проседание во втором квартале, по итогам года смог восстановить позитивную динамику: за год физический объем вырос на 11% до 688 тыс. тонн, стоимостной – на 3,7% до 1,4 млрд долл. В том числе отгрузки кондитерских изделий в Казахстан увеличились на 0,8% до 323 млн долл., Беларусь – на 0,4% до 194 млн долл., Китай – на 23% до 176 млн долл.

Продажи за рубеж сахара выросли в 1,8 раза до 1,2 млн тонн стоимостью 467 млн долл. (в 1,7 раза больше). Свекловичного жома вывезено 1,4 млн тонн (+7,3%) на 219 млн долл. (+9,2%). Экспорт напитков увеличился на 15% до 605 млн долл., табачной продукции – снизился на 0,7% до 540 млн долл.

Основными покупателями российской продукции пищевой и перерабатывающей промышленности также являются преимущественно страны бывшего СССР. Среди них – Казахстан, увеличивший импорт на 9,6% до 1,06 млрд долл., и Беларусь (536 млн долл., +5,9%). На третье место, во многом благодаря закупкам сахара, поднялся Узбекистан (316 млн долл., +74%).

*данные ФТС за январь-декабрь, Росстата по форме 8-ВЭС-рыба за январь-декабрь


Информация Федерального центра развития
экспорта продукции АПК Минсельхоза России
Дата публикации: 15 марта 2021 г.


Возврат к списку