Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
АПК Ростовской области: стратегия развития, государственная поддержка

28 февраля 2019 года в рамках выставки Интерагромаш состоялось совместное заседание секции экономического анализа, инвестиций и развития сельских территорий научно-технического совета министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и Общественного Совета партийного проекта «Российское село».

В работе секции приняли участие члены Общественного Совета партийного проекта «Российское село», заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольга Горбанева, депутат Законодательного Собрания области Владимир Ревенко, председатель Ростовской областной организации Профсоюза Валерий Хабаров, лидер Всероссийского движения сельских женщин, председатель Ростовского регионального отделения Российского союза сельской молодежи.

На заседании обсуждались вопросы: эффективности агропромышленного комплекса Ростовской области, задачи по реализации национальных проектов, о роли статданных в свете реализации стратегии до 2030 года, об уникальном опыте формирования стратегий районов, о значимости социально ориентированного бизнеса,

о работе мобильных бригад Ростовского регионального отделения Российского союза сельской молодежи в 2018 году.

В частности об эффективности производства было отмечено, что ежегодно в Ростовской области проводится оценка качественных изменений в развитии сельского хозяйства области на основе данных финансово-хозяйственной отчетности получателей господдержки.

Нужно отметить, что получатели господдержки на протяжении
4 лет обеспечивают более 80% общеобластного объема производства продукции сельского хозяйства.

Качественными изменениями является расчет зависимости объема производства валовой продукции сельского хозяйства от объемов государственной поддержки с 2006 года показал следующие результаты.

Один вложенный рубль бюджетных средств дает прирост продукции сельского хозяйства в 67 копеек (математический расчет выявляет зависимость между объемом производства продукции в денежном выражении и объемом господдержки за ряд лет и учитывает влияние природных факторов).

Отмечается тенденция снижения объема господдержки на рубль затрат: с 6 копеек в 2014 году до 4 копеек в 2017 году. При этом в животноводстве объем представленной господдержки на 1 голову практически стабилен, в растениеводстве происходит ежегодное снижение господдержки на 1 га посевных площадей.

Ежегодно происходит увеличение затрат на производство продукции. В основном это результат роста цен на ресурсы, используемые в производстве.

Вместе с тем инвестиционные вложения предприятий направленные на обновление техники и оборудования, пока не приводят к снижению затрат ресурсов. Например, по данным аналитиков, внедрение технологий цифровой экономики (национальный проект) позволяет снизить затраты до 23%.

Ежегодно отмечается рост производительности труда. Хотя и здесь есть негативная сторона – идет сокращение численности занятых сельскохозяйственным производством.

Для создания новых рабочих мест в сельской местности привлекаются инвестиции в новые производства, реализуются грантовые программы организации фермерских хозяйств.

Для синергетического эффекта инвестиционная политика должна быть направлена на организацию перерабатывающих производств.

Финансовые результаты показывают, что объемы господдержки позволяли обеспечивать финансовую устойчивость получателей бюджетных средств. Несмотря на отрицательную рентабельность в животноводстве в 2016 – 2017 годах, рентабельность от всей деятельности остается положительной (2014 год – 18%, 2015 год – 25%, 2016 год – 21%, 2017 год – 11%, ожидаемая 2018 год – 15%).

Совокупные обязательства за последние годы превышают годовую выручку от реализации сельхозпродукции.

В 2017 году объем обязательств составил 112 млрд рублей с ростом к уровню 2016 года на 16,8%. Ожидаемые итоги 2018 года - обязательства выросли на 15 % (129,1 млрд рублей). При этом темп роста выручки ниже и составил в 2017 году 1,8%, ожидаемые результаты 2018 г. – 7%.

Учитывая высокие цены на продукцию растениеводства в 2018 году (по зерну рост закупочных цен в среднем - 45%), прогнозируется улучшение финансовой устойчивости предприятий. Однако до решения проблем с закредитованностью отрасли еще далеко.

Растет доля кредиторской задолженности (поставщики и подрядчики) в стоимости реализованной сельскохозяйственной продукции (2014 год – 20%, 2015 год – 15%, 2016 год – 21%, 2017 год – 25%).

При этом складывается неоднозначная ситуация. Как показывает анализ показателей: производство растет на 49%, при этом выручка - всего на 12%, а кредиторская задолженность на 34% (2016 год по сравнению с 2015 г).

В 2017 году по отношению к 2016 году аналогично: производство выросло на 4%, выручка на 10%, кредиторская задолженность на 35%.

В динамике показателей нет сопоставимости. Темпы роста затрат на производство и реализацию сельхозпродукции, на обслуживание задолженности по привлеченным кредитам и займам также превышают темпы роста выручки от реализации.

В 2017 году к уровню 2016 года затраты увеличились на 6,6%, коммерческие и управленческие расходы выросли в 1,7 раза и в 1,4 раза соответственно. При этом рост выручки от реализации сельхозпродукции составил только 1,8%.

Учитывая складывающиеся тенденции развития, государственная поддержка отрасли выстраивается таким образом, что с одной стороны стимулирует получателей внедрять ресурсосберегающие технику, технологические решения, с другой стороны - снижает затраты, используемых в производстве ресурсов.

В текущем году на поддержку отрасли и развития сельских территорий предусмотрено 5,6 млрд рублей.

На краткосрочное льготное кредитование для Ростовской области предусмотрен лимит в 538 млн рублей (для получения только новых кредитов), что позволит привлечь порядка 9 млрд рублей кредитных средств.

В рамках льготного инвестиционного кредитования планируем привлечь порядка 5 млрд рублей кредитных средств.

С текущего года несвязанная поддержка будет предоставляться регионам с высокими финансово-экономическими показателями в сфере растениеводства, которым в 2017 – 2018 годах она не предоставлялась. В их числе была Ростовская область.

Разрабатывая новый порядок, Минсельхозом России был учтен опыт Ростовской области. До 2017 года при предоставлении несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям, застраховавшим посевы, применялась повышенная ставка субсидии.

В виде стимулирующего фактора заинтересованности в страховании посевов сельхозкультур в текущем году 53 млн рублей – 15% несвязанной поддержки будет предоставляться на застрахованные с государственной поддержкой площади. Ставка субсидии составит 600 рублей на 1 га.

Кроме того, поменялись условия в области сельхозстрахования. Минсельхоз России учел наши предложения по улучшению данных условий и внес изменения в федеральный закон о страховании. Исключен порог гибели урожая, введены космомониторинг, возможность страховать отдельные направления опасных явлений (до этого необходимо было страховать весь перечень рисков).

Почти в 2 раза увеличена поддержка рыбохозяйственного комплекса до 136 млн рублей.

С текущего года министерством сельского хозяйства и продовольствия области началась реализация трех национальных проектов:

экспорт продукции АПК;

система поддержки фермерства и развития сельской кооперации;

повышение производительности труда.

Цели проектов – увеличение до 2024 года экспорта продукции АПК до 7,7 млрд долларов США, вовлечение порядка 2 тыс. человек в субъекты малого и среднего предпринимательства, повышение производительности труда на 25%.

В подкрепление реализации национальных проектов разработан федеральный проект «Цифровое сельское хозяйство».

Мероприятия проекта направлены на снижение - сроков обработки информации, фактора удаленности посредством цифровизации и использования интернет технологий. Реализация проекта рассчитана на 2019 – 2021 годы. Проект предусматривает на национальном уровне:

функционирование цифровых платформ Минсельхоза России – банк информации, интегрированный с информационными системами Минсельхоза России, Росстата, Федеральной таможенной службы, Росгидромета, с функциями анализа для оперативного мониторинга состояния и развития объектов АПК;

на региональном уровне: умное отраслевое планирование, умные контракты;  на микроуровне: массовое внедрение комплексных цифровых агрорешений: «Умная ферма»,  «Умное поле»,  «Умное стадо»,  «Умная теплица», «Умная переработка», «Умный склад», «Умный агроофис».

На региональном уровне единая федеральная информационная система земель сельхозназначения, интегрированная с базами Росреестра и Роскосмоса, позволит к 2021 году внедрить интеллектуальное отраслевое планирование в субъектах РФ по принципу выращивания наиболее рентабельных культур с учетом транспортного плеча к месту переработки или потребления.

Эта же система позволит:

моделировать экспортные поставки сельхозсырья в реальном времени;

увязывать прогноз урожаев с подвижным составом железных дорог;

обеспечивать безбумажный экспорт «от поля до порта».

Все цифровые решения в итоге должны привести к снижению затрат на 20% к концу 2021 года.

В прошлом году принята Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года.

С 1 января этого года Ростовская область приступила к ее реализации.

Для агропромышленного комплекса основными стратегическими направлениями развития являются:

увеличение доли животноводческой продукции в общем объеме производимой сельскохозяйственной продукции;

увеличение доли глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;

прирост индексов производства сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.

За этими четырьмя показателями стоит огромная работа производителей, органов исполнительной и законодательной власти.

А это: восстановление отрасли птицеводства; строительство современных животноводческих комплексов мощностью от 2,5 тыс. голов коров;  строительство перерабатывающих мощностей и товаропроводящей инфраструктуры; повышение качества и конкурентоспособности донской продукции, завоевание признания ее на внешних рынках. 

Увеличение числа жителей в сельской местности – одно из стратегических направлений до 2030 года. В рамках программы развития сельского хозяйства реализуются мероприятия по созданию рабочих мест, улучшению жилищных условий и инфраструктурному обустройству территорий.

В 2018 году завершено строительство: мясокомбината «Восток» в Ремонтненском районе (трудоустроено 70 человек); комплекса по производству снековой продукции ООО «Этна» в Октябрьском (с) районе (трудоустроено 80 человек); 1-ой очереди ООО «Грибов-Дол» в Азовском районе (приняты на работу 60 человек); 1-ой очереди (14,65 га) тепличного комплекса ООО «Донская усадьба» в Тарасовском районе (к работе приступило 205 человек (из 350 новых рабочих мест). В целом по проектам создано 415 рабочих мест.

В рамках грантовых программ развития фермерских хозяйств создано 11 семейных животноводческих ферм, осуществлена поддержка 102 начинающих фермеров. Ими планируется создать порядка 220 рабочих мест.

В 2018 году на мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий было направлено более 1 млрд рублей, в текущем году уже 1,5 млрд рублей.

С помощью государственной поддержки улучшили жилищные условия 243 сельские семьи.

В сельской местности введено в эксплуатацию 60,9 километра водопровода, 111 километров распределительных газовых сетей, 11,8 километра сельских дорог.

Проводятся и другие мероприятия по улучшению жизни в сельской территории в рамках развития сферы здравоохранения, культуры, спорта и многих других.

Однако уровень жизни во многом зависит от дохода. В области есть ряд сельхозпредприятий, которые платят достойную заработную плату своим работникам. Кроме того, эти предприятия имеют свои социальные проекты: это и содержание спортивных команд, определенные доплаты за поведение и жизненные позиции своих работников, предоставление жилья и т.д.

Опыт социально-ориентированных предприятий нужно транслировать.
В.М.Хабаров,
председатель Ростовской областной
организации Профсоюза
Дата публикации: 18 марта 2019 г.