Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Самарская областная организация Профсоюза участвует в решении вопросов повышения заработной платы и обеспечения АПК квалифицированными кадрами

Самарская областная организация Профсоюза принимает активное участие в работе секции по вопросам участия граждан в развитии агропромышленного комплекса Совета Некоммерческих организаций (НКО) при Самарской Губернской Думе. Председатель Самарского обкома Профсоюза Михаил Семенович Астафьев является председателем этой секции.

На заседании секции, состоявшемся 23 июня 2015 года, рассматривалось два актуальных вопроса: об организации оплаты труда работников сферы АПК в Самарской области в 2013-2014 гг. и о подготовке квалифицированных специалистов отрасли АПК в средних специальных и начальных профессиональных образовательных учреждениях сельскохозяйственного профиля Самарской области.

По первому вопросу было высказано мнение общественных экспертов, что министерством сельского хозяйства Самарской области проводится большая работа по привлечению бюджетных средств Самарской области и федерального бюджета на развитие агропромышленного комплекса. Так, общий объем бюджетных расходных ассигнований на 01.01.2015 года составил 6 208,4 млрд рублей, что на 2 666,1 млрд. рублей больше, чем на начало предыдущего года.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия утверждено 6 государственных целевых программ и 7 ведомственных целевых программ, направленных на поддержку АПК Самарской области.

Меры, направленные на поддержку сельского хозяйства и связанных с ним производствами, действительно повлияли на реальное увеличение прибыли предприятий отрасли.

В связи с увеличением прибыли сельхозтоваропроизводителей произошло и увеличение среднемесячной заработной платы работников, которая на 01.01.2015 года составила 15482 руб. (в 2013 году — 13147 руб.).

Однако настораживает тот факт, что реальная заработная плата увеличивается низкими темпами и составляет всего 59% от среднеобластной заработной платы по отраслям производства. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, средняя заработная плата в Самарской области составляет всего 47,5% к средней зарплате по России. По Приволжскому федеральному округу по средней заработной плате Самарская область находится на 4 месте после Республики Марий Эл, Нижегородской и Кировской областей.

Самарская область относится к 43 субъектам РФ, где соотношение прожиточного минимума трудоспособного населения и зарплаты в сельском хозяйстве не превышает, а то и менее уровня прожиточного минимума. Таким образом, уровень зарплаты работников АПК не позволяет выполнять воспроизводственную функцию.

В некоторых муниципальных районах области (Алексеевский, Нефтегорский) среднемесячная заработная плата находится на уровне прожиточного минимума в 8 666 рублей (по итогам IV квартала 2014 года).

Такое положение дел не может устраивать ни органы власти, ни работников сельскохозяйственных предприятий, ни общественность.

На общественных слушаниях была высказана позиция министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о несоответствии уровня увеличенной господдержки реальному увеличению заработной платы и что такая низкая заработная плата в сельском хозяйстве не привлечет к работе в сельской местности ни работников, ни специалистов.

Члены общественной комиссии присоединяются к позиции министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и считают, что поддержку необходимо осуществлять только тем производителям сельскохозяйственной продукции, у которых создана прозрачная структура оплаты труда. Профсоюзы везде на своих форумах первоочередной задачей ставят вопрос повышения заработной платы, уход от выплаты заработной платы в конвертах.

Считаем, что в соответствии с Законом Самарской области №90-ГД от 10.10.2012 г. «О социальном партнерстве в сфере труда на территории Самарской области», распоряжением Губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина №44-р от 06.02.2015 года «О мерах по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профсоюзных организаций и их объединений в Самарской области» необходимо во всех производственных коллективах принимать коллективные договоры, приложениями к которым должны утверждаться Положения по оплате труда, Положения о премировании работников, Положения по охране труда и др., с регистрацией коллективных договоров органами по труду Самарской области. Только таким образом можно будет защитить работников от необоснованного снижения заработной платы, ухода от налогообложения предприятий и начисления в фонды, а также повысить наполняемость бюджета Самарской области.

Нельзя допускать ситуацию, когда бюджетные денежные средства расходуются в целях оказания финансовой помощи производителям, а производители, получая прибыль, стараются увести денежные средства от налогообложения и прячут заработную плату, выдавая ее в конвертах.

От сокрытия заработной платы страдают работники, так как не имеют полных отчислений на свой личный пенсионный счет.

Необходимо также учесть информацию министерства труда Самарской области по динамике регистрации коллективных договоров организаций АПК Самарской области. Так, в 2009 году было зарегистрировано 149 коллективных договоров, в 2010 — 115, в 2012 — 100, в 2013 — 93, в 2014 всего 88. Количество коллективных договоров снизилось почти наполовину!

На основании изложенного секция считает необходимым обратиться к депутатам Самарской Губернской Думы, к собраниям представителей районов о необходимости внесения изменений в законодательство области, в принятые программы по поддержке АПК следующего содержания: обязательности заключения коллективных договоров в организациях АПК, пользующихся бюджетными денежными средствами, направленными на поддержку агропромышленного производства в соответствии с целевыми федеральными и областными программами, с прилагаемыми к ним Положениями по оплате труда с фондом оплаты труда на уровне не ниже 75% от среднеобластного. Данное условие внести в исполнение целевых показателей при заключении договоров министерства, муниципальных районов и работодателей.

Сторону работников в данном случае может представлять Самарская областная организация Профсоюза как общественная организация, защищающая трудовые и социальные права граждан на законодательном уровне.

По второму вопросу отмечалось следующее. С 01.01.2014 года 16 образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования были переданы из министерства образования в ведение министерства сельского хозяйства и продовольствия области, с целью подготовки квалифицированных кадров сельхозтоваропроизводителей.

28 февраля 2013 года Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской Губернской Думы проводил выездное заседание круглого стола на тему «Об обеспечении кадровым потенциалом АПК Самарской области» в п.Усть-Кинельский. Участниками заседания круглого стола были разработаны рекомендации для кадрового обеспечения областного АПК.

Так, в частности, правительству Самарской области рекомендовалось рассмотреть вопросы, часть которых уже решена, а часть нуждается в скорейшем решении. Это вопросы:

- об организации на базе экономически успешных сельскохозяйственных предприятий, располагающих современной техникой и технологиями, условий для прохождения практики учащихся высших, средних и начальных специальных учреждений сельскохозяйственного профиля;

- о формировании резерва кадров специалистов в сфере АПК;

- об организации взаимодействия министерства сельского хозяйства и продовольствия и министерства образования и науки области по вопросам материально-технического обеспечения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля, в первую очередь современными учебными пособиями и учебной техникой.

Было рекомендовано министерству сельского хозяйства и продовольствия и министерству образования и науки области провести совместную коллегию, посвященную вопросам привлечения и подготовки кадров для АПК Самарской области, а также определить объем предоставления государственных услуг в сфере подготовки кадров для АПК с учетом расходов на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, их техническое обслуживание и содержание.

Кроме уже имеющихся проблемных вопросов, комиссия считает необходимым обсудить вопрос оплаты труда педагогического коллектива начального и среднего профессионального образования, обслуживающего персонала, так как по информации руководства образовательных учреждений, оплата труда работников остается на уровне минимальной оплаты труда длительный период времени. Ситуация такая, что в ближайшей перспективе мы можем остаться без преподавателей и учить студентов будет некому.

Актуален вопрос и соответствия профессиональным стандартам, квалификационным требованиям преподавателей учебных заведений. Насколько преподаватели идут в ногу с новыми технологиями, новыми требованиями к учебному процессу. Возможно ли обучение и повышение квалификации преподавателей и специалистов за счет бюджета в ГКУ «Центр занятости населения Самарской области», для которого выделены огромные денежные средства на этот год — 795 млн рублей. Можем ли мы обучить преподавателей, руководителей и специалистов за счет федеральных бюджетных средств и какое количество? Ответ на этот вопрос может дать областное министерство образования и науки.

Скорейшее решение вопросов, рекомендованных для решения Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию СГД, а также поднятых в процессе обсуждения, позволит учреждениям высшего среднего и начального профессионального образования готовить высококвалифицированные кадры в сельскохозяйственную отрасль производства Самарской области.

В ходе заседания с предложениями об улучшении ситуации в образовательном процессе выступили руководители ГБОУ СПО «Сергиевский губернский техникум», «Большеглушицкий государственный техникум», «Хворостянский государственный техникум им. Юрия Рябова» и другие. Всего приняли участие в заседании 12 представителей из 16 учебных заведений.

На основании прозвучавших предложений принято решение рекомендовать правительству Самарской области:

- рассмотреть возможность разработки и принятия программы в сфере развития учреждений начального и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля, направленной прежде всего на модернизацию материально-технической базы данных учреждений;

- рассмотреть возможность предоставления ежемесячных денежных выплат в размере 5000 рублей молодым специалистам, являющимся мастерами производственного обучения и работающим в государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждениях, подведомственных министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области;

- с целью получения дополнительной прибыли учреждениями среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля за счет введения непрофильных специальностей рассмотреть возможность пересмотра требований, предъявляемых к подведомственным государственным учреждениям области, в соответствии с которыми стоимость государственной услуги, оказываемой за счет средств областного бюджета, не может быть выше, чем стоимость такой же услуги, оказываемой потребителю на возмездной основе;

- рассмотреть возможность повышения уровня оплаты труда педагогическому составу учреждений начального и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Рекомендовать министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и органам местного самоуправления привлекать организации АПК к работе по профориентации студентов учреждений начального и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля и их родителей, организации условий для прохождения студентами указанных учебных заведений производственной практики.

Рекомендовать министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области:

- оказать содействие в организации взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля с работодателями при разработке вариативной части профильных образовательных программ НПО и СПО в рамках федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

- организовать встречу сельхозтоваропроизводителей и руководителей НПО и СПО сельскохозяйственного профиля с целью формирования эффективной системы подготовки квалифицированных специалистов отрасли агропромышленного комплекса.

Рекомендовать министерству образования и науки Самарской области и министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области:

- при распределении контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств областного бюджета на специальности учреждений среднего профессионального образования, подведомственных министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, приоритет отдавать специальностям сельскохозяйственного профиля, которые востребованы в сельской местности;

- оказать содействие в решении вопроса организации дополнительного обучения мастеров производственного обучения, работающих в учреждениях начального и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля, для получения сертификата (диплома) на право преподавания в данных учреждениях.

Решения секции направлены в Комитет по сельскому хозяйству Самарской Губернской Думы и всем сторонам, участвовавшим в заседании для ознакомления и принятия решений.

М.С.Астафьев,
председатель Самарской областной
организации Профсоюза
Дата публикации: 10 июля 2015 г.