В текущем году исполняется 100 лет, как была создана инспекция труда. Совет Народных Комиссаров РСФСР Декретом от 18.05.1918 «Об Инспекции труда» установил, что Инспекция труда имеет целью охрану жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью, и распространяется на всю совокупность условий жизни трудящихся как на местах их работы, так и вне этих мест.
СОЗДАНИЕ ФАБРИЧНОЙ ИНСПЕКЦИИ
В России проблему оздоровления труда рабочих одним из первых обозначил М.В.Ломоносов. Он писал о необходимости организации труда и отдыха горных рабочих, о защитной одежде для них, о предупреждении обвалов горных выработок, о решении других проблем. К сожалению, к этому пришли нескоро.
Особо остро встали вопросы улучшения условий труда, сохранения здоровья работающих в период бурного развития промышленного производства в России на рубеже XIX и XX столетий. Тяжелые условия труда, продолжительность рабочего дня, которая составляла 12-14 часов, запыленность и загазованность на рабочих местах, неудовлетворительные жилищные и бытовые условия приводили к недовольству рабочих. Озабоченность в обществе вызывало повсеместное использование детского труда.
О необходимости принятия решений по этим вопросам говорили не только специалисты, но и представители государственной власти.
Так, в отчете Московского губернатора указывалось, что существующее положение в губернии с детским трудом и образованием не может способствовать воспитанию здорового поколения. Для улучшения ситуации необходимо учреждение фабричной инспекции, надзирающей за работой детей на фабриках и в мастерских. При посещении фабрик инспектор должен обращать внимание на то, какими работами занимаются малолетние совместно со взрослыми, выявлять недостатки, которые грозят здоровью, нравственности или безопасности малолетних рабочих. В случае нарушений закона фабрикантами инспектор должен иметь право составлять протоколы и передавать их в суд.
Длительное время в обществе шло обсуждение вопроса о создании фабричной инспекции. И только в 1882 г. был принят закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», запрещающий работу детей до 12 лет. Одновременно с этим был основан институт фабричной инспекции для наблюдения за выполнением закона и назначены главный инспектор в столице и два окружных - в Москве и Владимире.
Следует сказать и о том, что вышеназванный закон устанавливал специальные правила по охране труда для малолетних от 12-15 лет: ограничивалось время работы - 8 ч. в день (при том не более 4 ч. без перерыва), запрещались ночная (от 9 ч. вечера до 5 ч. утра) и воскресная работа, применение детского труда во вредных производствах. Владельцы предприятий должны были предоставлять возможность детям, не имевшим образования, посещать школы не менее 3 ч. в день или 18 ч. неделю.
В июне 1884 г. был принят закон «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах, о продолжительности их работы и фабричной инспекции», допускавший 6-часовую непрерывную работу детей вместо 8-часовой (по 4 ч. с перерывом). Тогда же состав фабричной инспекции был увеличен до девяти окружных инспекторов.
К концу века фабричная инспекция сформировалась как государственный орган, уполномоченный защищать трудовые права рабочих.
В 1899 г. учреждено Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие - руководящий орган по осуществлению правительственной политики по рабочему вопросу и высшему надзору за соблюдением фабрично-заводского и рабочего законодательства. B ведении Главного присутствия находилась фабричная инспекция. Она действовала на основании Устава о Промышленном труде до мая 1918 г.
Отметим, что законы 1882 г. и 1885 г. о воспрещении ночной работы несовершеннолетних имели статус временных правил. Только в 1890 г. был принят закон «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения».
Новый закон несколько ослаблял значение первоначальных законов. Малолетних рабочих отныне могли - когда по роду производств это окажется необходимым - привлекать к работе 9 ч. в две смены по 4,5 ч, а в стеклянном производстве - даже в ночную смену (6 ч).
КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Одним из первых правовых актов новой власти в 1917 г. стал Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 30.10.1917 «О восьмичасовом рабочем дне».
В мае 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «Об Инспекции труда», которым на Инспекцию возложили наблюдение и контроль за проведением в жизнь декретов, постановлений и других актов Советской власти в области охраны интересов трудящихся масс, а равно и непосредственное принятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих и работниц.
В Декрете говорилось: «Инспекторы и Инспектриссы труда имеют право за неисполнение или нарушение декретов, постановлений и других подобных актов Советской власти и за непринятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья трудящихся привлекать виновных к суду, а также налагать денежные взыскания в пределах, установленных особой инструкцией, а при исполнении возложенных на них обязанностей имеют право свободного доступа во всякое время во все без изъятия места работы, отдыха и жилья трудящихся и их семей».
Одновременно были упразднены фабричная горная инспекции, а затем Главное, губернские и областные по фабричным делам и горнозаводским делам присутствия.
Было установлено, что инспекторы и инспектриссы труда избираются Советами профессиональных союзов и Общегородскими или Окружными Страховыми кассами по их соглашению. Так впервые профсоюзы стали влиять на работу Инспекции труда.
ВРЕМЯ ПРОФСОЮЗОВ
В июне 1933 г. ЦИК СССР, Совет Народных Комиссаров СССР и Всесоюзный Центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) приняли постановление об объединении Народного Комиссариата труда с ВЦСПС. На ВЦСПС было возложено выполнение обязанностей Народного Комиссариата труда и его органов.
В развитие данного постановления Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ВЦСПС постановили следующее:
организовать инспекции труда по отраслевому принципу при всех центральных комитетах союзов и при их местных органах по особому решению ВЦСПС;
сохранить за инспекциями труда право наложения штрафов за нарушение законодательства о труде;
возложить общее руководство инспекциями труда на ВЦСПС, а на местах - на местные советы профессиональных союзов.
При этом правила и нормы по технике безопасности и производственной санитарии устанавливаются центральными комитетами соответствующих профессиональных союзов по согласованию с заинтересованными ведомствами.
Указанные положения действовали в разных формах на протяжении деятельности инспекции труда в период существования СССР.
Так, Положением о техническом инспекторе профсоюзов, утвержденным Президиумом ВЦСПС в 1966 г., предусматривалось, что технический инспектор (главный технический инспектор) профсоюзов осуществляет государственный надзор за безопасностью работ, состоянием производственной санитарии и соблюдением законодательства по охране труда на промышленных предприятиях, транспорте, стройках, в организациях, учреждениях и совхозах (колхозах).
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде Президиум ВЦСПС в 1977 г. переименовал техническую инспекцию профсоюзов в техническую инспекцию труда.
ОХРАНА ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
С 1954 г. руководство страны стало уделять больше внимания развитию сельского хозяйства. Были приняты меры по укреплению сельского хозяйства кадрами специалистов, устанавливался новый порядок планирования, поощрявший инициативу колхозников, позволявший им планировать свое общественное хозяйство.
Государство существенно увеличило дотации на сельское хозяйство, что способствовало обеспечению сельскохозяйственного производства тракторами, комбайнами, оборудованием для животноводческих ферм. Потребовались новые подходы к обеспечению безопасных условий труда, сокращению несчастных случаев на производстве, контролю за эксплуатацией сельхозтехники.
Постановлением Совмина СССР от 30.11.1961 №1058 «О мерах по улучшению использования и ремонта машинно-тракторного парка колхозов и совхозов» для всех трактористов-машинистов и водителей других самоходных сельскохозяйственных машин начиная с 1962 г. было введено единое удостоверение на право управления тракторами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами. Запрещался допуск к работе лиц, не имеющих указанных удостоверений. Также было утверждено положение о государственном техническом инспекторе районного (межрайонного) отделения «Сельхозтехника».
Свою работу ЦК профсоюза работников сельского хозяйства и заготовок, его техническая инспекция осуществляли в тесном сотрудничестве с министерствами и ведомствами.
По предложению ЦК профсоюза Совет Министров СССР и ВЦСПС в 1967 г. приняли постановление «О мерах по улучшению охраны труда в сельском хозяйстве». В нем были определены меры по усилению службы охраны труда и техники безопасности в сельском хозяйстве. Были созданы отделы охраны труда в Министерстве сельского хозяйства СССР и в составе министерств союзных республик; введены должности старших инженеров по технике безопасности в краевых, областных и районных управлениях. Активное участие в этой работе приняли председатель ЦК профсоюза И.Ф Шкуратов и заведующий отделом охраны труда А.И.Подопригора.
Союзный совет колхозов своим постановлением от 20.03.1974 рекомендовал колхозам ввести должности инженера по охране труда, технике безопасности и организации пожарной охраны в коллективах с числом работающих от 300 до 500 чел. и старшего инженера - там, где работало свыше 500 чел.
ОБУЧЕНИЕ И ПРОПАГАНДА
В 1966 г. Минсельхозом СССР по согласованию с ЦК профсоюза была утверждена Программа повышения квалификации руководящих работников и специалистов сельского хозяйства по охране труда и Программа обучения колхозников, рабочих совхозов и других предприятий сельского хозяйства по технике безопасности.
В 1969 г. утверждены Правила техники безопасности при работе на тракторах, сельскохозяйственных и специализированных машинах и Правила техники безопасности в животноводстве, при выполнении ремонтных работ.
В сельскохозяйственных вузах стали организовывать кафедры охраны труда, при научно-исследовательских институтах создавались лаборатории, в которых велись научные разработки по улучшению условий труда работников сельского хозяйства. Был создан Всероссийский институт охраны труда в сельском хозяйстве. Начались разработки нормативных документов, спецодежды для работников животноводства, типовых инструкций по охране труда, методических рекомендаций по организации обучения и проведению инструктажа с работниками сельского хозяйства.
Значительная научная работа по охране труда проводилась и проводится в Санкт-Петербургском аграрном университете. Здесь усилиями доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РФ В.С.Шкрабака была создана школа трудоохранной науки. Были подготовлены более 100 кандидатов и докторов наук, множество патентов на изобретения; имеются научные и научно-методические работы, в том числе монографии, учебные пособия, 36 учебников по охране труда.
ЦК профсоюза организовал курсы по повышению квалификации профсоюзных кадров. В поселке совхоза «Московский» (сегодня - г. Московский) были построены учебный корпус и гостиница. Ежегодно на курсах проходили обучение 150 технических инспекторов труда.
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ - ТЕХНИКЕ
В 1950-1970 гг. сельскохозяйственная техника в стране была далеко не совершенна и представляла опасность для обслуживающего персонала.
Так, валы отбора мощностей, карданные передачи от трактора к прицепным машинам и агрегатам вращались с большой скоростью, и рабочие, попадая в их зону, могли зацепиться за них одеждой, что приводило к тяжелым несчастным случаям при работе на картофелеуборочных, свеклоуборочных, хлопкоуборочных машинах, кормораздатчиках, пресс-подборщиках.
Часто несчастные случаи происходили во время запуска тракторов пускачом при включенной коробке передач скоростей. Ежегодно более 300 механизаторов получали смертельные травмы на производстве. Все это требовало принятия мер.
В 1969 г. Совет Министров СССР возложил на Минсельхоз СССР осуществление государственного надзора за техническим состоянием, а также за соблюдением правил технической эксплуатации, хранения и списания тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин и оборудования в колхозах, совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях и организациях.
Для этой цели была создана инспекция Госсельтехнадзора, которая также выдавала колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям и организациям, независимо от их ведомственной принадлежности, единые номерные знаки на тракторы, самоходные шасси и тракторные прицепы.
Техническая инспекция профсоюза стала тесно сотрудничать с инспекторами Госсельтехнадзора. Проводились совместные проверки, особенно в период подготовки техники к основным сельхозработам (сев, уборка).
ВЦСПС увеличил количество технических инспекторов труда ЦК профсоюза. Это позволило закрепить за всеми машинно-испытательными станциями технических инспекторов труда, которые участвовали в работе комиссий при приемке новой сельскохозяйственной техники. Был установлен постоянный контроль за соблюдением требований охраны труда на стадиях разработки, испытаний и приемки в эксплуатацию новых образцов сельскохозяйственных машин и оборудования.
По требованию технической инспекции труда профсоюза постепенно, шаг за шагом внедрялись ограждения карданных валов, автосцепки. На прицепы стали устанавливать тормоза, на колесные трактора - жесткие кабины или каркасы, что спасало жизнь тракториста при опрокидывании трактора.
Кабины тракторов, комбайнов оснащались улучшенной системой подвески сидения тракториста, механическими воздухоочистителями, а позже - кондиционерами, стеклоочистителями с омывателями, зеркалами. Гидропривод на тормоза и рабочие органы подъема навесных, прицепных агрегатов позволил обходиться без прицепщиков. Запуск тракторов стал осуществляться из кабины. Устанавливались блокирующие устройства, не допускавшие движение трактора при запуске на скорости.
Все эти меры улучшали условия труда и спасали жизни механизаторов. Много сил и энергии отдал этому участку работы заместитель заведующего отделом охраны труда ЦК профсоюза В.И.Орлов.
РАЗВИТИЕ ПРОФСОЮЗА
В 1976 г. было принято решение об увеличении массовости профсоюзных организаций колхозов. Это было вызвано тем, что после расформирования в стране машинно-тракторных станций (МТС) и передачи техники в колхозы в 1958 г. в члены профсоюза принимались механизаторы, бригадиры тракторных бригад и дипломированные специалисты, а колхозники других профессий не могли быть приняты в члены профсоюза.
Профсоюз рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок был переименован в профсоюз работников сельского хозяйства. В тот период при непосредственном участии ЦК профсоюза и его специалистов был разработан комплекс нормативных документов, что позволило колхозникам получить некоторые (но не все) права и льготы, которые в соответствии с законодательством и уставами имели члены профсоюза на госпредприятиях.
Союзный совет колхозов выделил средства на содержание технической инспекции труда профсоюза. Ее численность увеличилась, что дало возможность своевременно и оперативно проводить расследования несчастных случаев, оказывать помощь профсоюзному активу колхозов в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде на рабочих местах, а службе охраны труда - проводить обучение специалистов, пропагандировать безопасные приемы труда.
После создания единого производственного комплекса АПК произошло объединение профсоюзов работников сельского хозяйства, работников пищевой и перерабатывающей промышленности и ряда других отраслей и был образован единый профессиональный союз работников агропромышленного комплекса, объединивший 38 млн чел. Профсоюз стал крупнейшим в СССР и мире. В его технической инспекции в 1980-е гг. насчитывалось более 1300 специалистов, в том числе в РСФСР - 564, в Украинской ССР - 269.
Более четверти века проработали в технической инспекции труда ЦК профсоюза С.К.Бобков (Тверь), В.С.Горбунов (Владимир), Я.Н.Росоловский (Ивано-Франковск), В.И.Пидуда (Калининград), С.А.Дауткштс (Рига), А.П.Барыш (Гомель), Б.А.Гуйва (Запорожье), Г.Д.Анистратенко (Владивосток), В.В.Коньков (Краснодар).
Не все они дожили до столетия инспекции труда, но каждый был высококвалифицированным специалистом, хорошо знал особенности своей профессии и ее предназначение - защищать права работников сельского хозяйства.
НОВОЕ ВРЕМЯ
События 1991 г. привели к распаду СССР. В Российской Федерации, ставшей самостоятельным государством, начались реформы, которые обернулись разорением огромного количества колхозов и совхозов. Трудящиеся агропромышленного комплекса, профсоюз работников АПК испытали масштабные потрясения.
Ухудшилась социальная защищенность работников отрасли, резко снизился уровень их зарплаты, что привело к падению жизненного уровня. Этот период стал для профсоюза периодом напряженной борьбы за права и интересы тружеников АПК: за достойную зарплату и ликвидацию долгов по ее выплатам, за рабочие места и безопасность.
Профсоюз лишили прав на управление социальным страхованием, техническая инспекция труда перешла под управление государства. Предоставленное законами (Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О профсоюзах…») право на создание собственной инспекции труда трудно выполнимо в силу ряда субъективных и объективных причин.
Отсутствует четкая позиция государства относительно роли профсоюза в обществе, о чем свидетельствует устаревший закон о профсоюзах; происходят многочисленные нарушения работодателями прав профсоюзов, и это не находит адекватной оценки. Реорганизации ведут к уменьшению численности профсоюзных организаций, отрицательно сказываются на их финансовом состоянии, - сокращается число специалистов, работающих в них, и возможности оказывать необходимую помощь членам профсоюза.
В то же время, несмотря на трудности, профсоюз продолжает активную работу по защите трудовых прав своих членов, всех работников АПК, в том числе в вопросах охраны труда.
По предложению профсоюзных организаций заключаются трехсторонние соглашения на всех уровнях (от районного до федерального), коллективные договоры в организациях АПК. Представители профсоюза активно работают в трехсторонних комиссиях, региональных и территориальных комиссиях по охране труда.
Технические инспекторы труда профсоюза сотрудничают с государственными инспекторами труда, органами по труду местных администраций, оказывают помощь организациям АПК в обучении профактива, проводят разъяснительную работу по применению Федерального закона от 28.12.13 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». За прошлый год они провели 205 проверок соблюдения законодательства о труде, приняли участие в расследовании 79 несчастных случаев на производстве.
Проблемы социально-экономической и правовой защищенности работников АПК по предложению профсоюза рассматривались в Государственной Думе ФС РФ.
Профсоюз неоднократно обращался в Правительство РФ с предложением о включении в Положение о Минсельхозе России функции управления вопросами охраны труда и о выполнении требования ст. 210 Трудового кодекса РФ по разработке отраслевой целевой программы улучшения условий и охраны труда, обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников. На протяжении 10 лет приходили отрицательные ответы, однако в конце 2017 г. Правительство РФ дало поручение Минсельхозу России разработать и утвердить ведомственный план мероприятий по снижению производственного травматизма. Однако неясно, как будет осуществляться финансирование запланированных мероприятий. Сложности могут возникнуть и при разработке самих мероприятий, так как в Министерстве отсутствует служба охраны труда.
Профсоюз не согласен с доводами Минтруда России и настаивает на необходимости ратификации нашей страной Конвенции №184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве». Это станет шагом для исправления ситуации с охраной труда в сельском хозяйстве и в целом в АПК, так как требования Конвенции предполагают принятие государственных мер по организации службы охраны труда, устранению и снижению рисков, обеспечению средствами защиты, проведению инструктажей и обучения безопасным приемам и методам работ, оказанию медицинской помощи.
Возникают трудности и при проведении специальной оценки условий труда в организациях сельского хозяйства из-за отсутствия финансирования. Серьезная проблема - расследование и учет несчастных случаев на производстве. За последние годы значительно увеличилось число умерших на производстве от заболеваний.
Объединения работодателей в АПК страны предметно не занимаются проблемами охраны труда. Без создания службы охраны труда в объединениях работодателей, в Минсельхозе России, как и без объединения усилий всех сторон социального партнерства, сложно решать проблемы улучшения условий труда в отрасли и предупреждения несчастных случаев на производстве.