Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Профсоюзы и инспекция труда

В текущем году исполняется 100 лет, как была создана инспекция труда. Совет Народных Комиссаров РСФСР Декретом от 18.05.1918 «Об Инспекции труда» установил, что Инспекция труда имеет целью охрану жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью, и распространяется на всю совокупность условий жизни трудящихся как на местах их работы, так и вне этих мест.

СОЗДАНИЕ ФАБРИЧНОЙ ИНСПЕКЦИИ

В России проблему оздоровления труда рабочих одним из первых обозначил М.В.Ломоносов. Он писал о необходимости организации труда и отдыха горных рабочих, о защитной одежде для них, о предупреждении обвалов горных выработок, о решении других проблем. К сожалению, к этому пришли нескоро.

Особо остро встали вопросы улучшения условий труда, сохранения здоровья работающих в период бурного развития промышленного производства в России на рубеже XIX и XX столетий. Тяжелые условия труда, продолжительность рабочего дня, которая составляла 12-14 часов, запыленность и загазованность на рабочих местах, неудовлетворительные жилищные и бытовые условия приводили к недовольству рабочих. Озабоченность в обществе вызывало повсеместное использование детского труда.

О необходимости принятия решений по этим вопросам говорили не только специалисты, но и представители государственной власти.

Так, в отчете Московского губернатора указывалось, что существующее положение в губернии с детским трудом и образованием не может способствовать воспитанию здорового поколения. Для улучшения ситуации необходимо учреждение фабричной инспекции, надзирающей за работой детей на фабриках и в мастерских. При посещении фабрик инспектор должен обращать внимание на то, какими работами занимаются малолетние совместно со взрослыми, выявлять недостатки, которые грозят здоровью, нравственности или безопасности малолетних рабочих. В случае нарушений закона фабрикантами инспектор должен иметь право составлять протоколы и передавать их в суд.

Длительное время в обществе шло обсуждение вопроса о создании фабричной инспекции. И только в 1882 г. был принят закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», запрещающий работу детей до 12 лет. Одновременно с этим был основан институт фабричной инспекции для наблюдения за выполнением закона и назначены главный инспектор в столице и два окружных - в Москве и Владимире.

Следует сказать и о том, что вышеназванный закон устанавливал специальные правила по охране труда для малолетних от 12-15 лет: ограничивалось время работы - 8 ч. в день (при том не более 4 ч. без перерыва), запрещались ночная (от 9 ч. вечера до 5 ч. утра) и воскресная работа, применение детского труда во вредных производствах. Владельцы предприятий должны были предоставлять возможность детям, не имевшим образования, посещать школы не менее 3 ч. в день или 18 ч. неделю.

В июне 1884 г. был принят закон «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах, о продолжительности их работы и фабричной инспекции», допускавший 6-часовую непрерывную работу детей вместо 8-часовой (по 4 ч. с перерывом). Тогда же состав фабричной инспекции был увеличен до девяти окружных инспекторов.

К концу века фабричная инспекция сформировалась как государственный орган, уполномоченный защищать трудовые права рабочих.

В 1899 г. учреждено Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие - руководящий орган по осуществлению правительственной политики по рабочему вопросу и высшему надзору за соблюдением фабрично-заводского и рабочего законодательства. B ведении Главного присутствия находилась фабричная инспекция. Она действовала на основании Устава о Промышленном труде до мая 1918 г.

Отметим, что законы 1882 г. и 1885 г. о воспрещении ночной работы несовершеннолетних имели статус временных правил. Только в 1890 г. был принят закон «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения».

Новый закон несколько ослаблял значение первоначальных законов. Малолетних рабочих отныне могли - когда по роду производств это окажется необходимым - привлекать к работе 9 ч. в две смены по 4,5 ч, а в стеклянном производстве - даже в ночную смену (6 ч).

КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Одним из первых правовых актов новой власти в 1917 г. стал Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 30.10.1917 «О восьмичасовом ра­бочем дне».

В мае 1918 г. Совет Народных Ко­миссаров РСФСР принял декрет «Об Инспекции труда», которым на Ин­спекцию возложили наблюдение и контроль за проведением в жизнь де­кретов, постановлений и других актов Советской власти в области охраны интересов трудящихся масс, а равно и непосредственное принятие необхо­димых мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих и работ­ниц.

В Декрете говорилось: «Инспек­торы и Инспектриссы труда имеют право за неисполнение или наруше­ние декретов, постановлений и других подобных актов Советской власти и за непринятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоро­вья трудящихся привлекать виновных к суду, а также налагать денежные взыскания в пределах, установленных особой инструкцией, а при исполне­нии возложенных на них обязанно­стей имеют право свободного доступа во всякое время во все без изъятия места работы, отдыха и жилья трудя­щихся и их семей».

Одновременно были упразднены фабричная горная инспекции, а за­тем Главное, губернские и областные по фабричным делам и горнозавод­ским делам присутствия.

Было установлено, что инспекторы и инспектриссы труда избираются Советами профессиональных союзов и Общегородскими или Окружными Страховыми кассами по их соглаше­нию. Так впервые профсоюзы стали влиять на работу Инспекции труда.

ВРЕМЯ ПРОФСОЮЗОВ

В июне 1933 г. ЦИК СССР, Совет На­родных Комиссаров СССР и Всесоюзный Центральный совет про­фессиональных союзов (ВЦСПС) приняли постановление об объединении Народного Комиссариата труда с ВЦСПС. На ВЦСПС было возложено выполнение обязанностей Народного Комиссариата труда и его органов.

В развитие данного постановления Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ВЦСПС постановили следую­щее:

организовать инспекции труда по отраслевому принципу при всех центральных комитетах союзов и при их местных органах по особому решению ВЦСПС;

сохранить за инспекциями труда право наложения штрафов за нарушение законодательства о труде;

возложить общее руководство инспекциями труда на ВЦСПС, а на местах - на местные советы профес­сиональных союзов.

При этом правила и нормы по тех­нике безопасности и производствен­ной санитарии устанавливаются цен­тральными комитетами соответству­ющих профессиональных союзов по согласованию с заинтересованными ведомствами.

Указанные положения действо­вали в разных формах на протяже­нии деятельности инспекции труда в период существования СССР.

Так, Положением о техническом инспекторе профсоюзов, утвержден­ным Президиумом ВЦСПС в 1966 г., предусматривалось, что технический инспектор (главный технический ин­спектор) профсоюзов осуществляет государственный надзор за безопас­ностью работ, состоянием производственной санитарии и соблюдением законодательства по охране труда на промышленных предприятиях, транспорте, стройках, в организациях, учреждениях и совхозах (кол­хозах).

В соответствии с Основами зако­нодательства Союза ССР и союзных республик о труде Президиум ВЦСПС в 1977 г. переименовал техническую инспекцию профсоюзов в техниче­скую инспекцию труда.

ОХРАНА ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

С 1954 г. руководство страны стало уделять больше внимания разви­тию сельского хозяйства. Были при­няты меры по укреплению сельского хозяйства кадрами специалистов, устанавливался новый порядок планирования, поощрявший инициативу колхозников, позволявший им планировать свое общественное хозяй­ство.

Государство существенно увели­чило дотации на сельское хозяйство, что способствовало обеспечению сельскохозяйственного производства тракторами, комбайнами, оборудо­ванием для животноводческих ферм. Потребовались новые подходы к обе­спечению безопасных условий труда, сокращению несчастных случаев на производстве, контролю за эксплуатацией сельхозтехники.

Постановлением Совмина СССР от 30.11.1961 №1058 «О мерах по улучшению использования и ремонта машинно-тракторного парка колхо­зов и совхозов» для всех трактори­стов-машинистов и водителей других самоходных сельскохозяйственных машин начиная с 1962 г. было вве­дено единое удостоверение на право управления тракторами и другими самоходными сельскохозяйствен­ными машинами. Запрещался допуск к работе лиц, не имеющих указанных удостоверений. Также было утверж­дено положение о государственном техническом инспекторе районного (межрайонного) отделения «Сельхоз­техника».

Свою работу ЦК профсоюза ра­ботников сельского хозяйства и за­готовок, его техническая инспекция осуществляли в тесном сотрудни­честве с министерствами и ведом­ствами.

По предложению ЦК профсоюза Совет Министров СССР и ВЦСПС в 1967 г. приняли постановление «О мерах по улучшению охраны труда в сельском хозяйстве». В нем были определены меры по усиле­нию службы охраны труда и техники безопасности в сельском хозяйстве. Были созданы отделы охраны труда в Министерстве сельского хозяйства СССР и в составе министерств союз­ных республик; введены должности старших инженеров по технике безопасности в краевых, областных и районных управлениях. Активное участие в этой работе приняли председа­тель ЦК профсоюза И.Ф Шкуратов и заведующий отделом охраны труда А.И.Подопригора.

Союзный совет колхозов своим постановлением от 20.03.1974 реко­мендовал колхозам ввести должно­сти инженера по охране труда, тех­нике безопасности и организации по­жарной охраны в коллективах с чис­лом работающих от 300 до 500 чел. и старшего инженера - там, где рабо­тало свыше 500 чел.

ОБУЧЕНИЕ И ПРОПАГАНДА

В 1966 г. Минсельхозом СССР по со­гласованию с ЦК профсоюза была утверждена Программа повышения квалификации руководящих работ­ников и специалистов сельского хо­зяйства по охране труда и Программа обучения колхозников, рабочих совхозов и других предприятий сель­ского хозяйства по технике безопас­ности.

В 1969 г. утверждены Пра­вила техники безопасности при ра­боте на тракторах, сельскохозяй­ственных и специализированных машинах и Правила техники безо­пасности в животноводстве, при вы­полнении ремонтных работ.

В сельскохозяйственных вузах стали организовывать кафедры ох­раны труда, при научно-исследова­тельских институтах создавались лаборатории, в которых велись науч­ные разработки по улучшению усло­вий труда работников сельского хо­зяйства. Был создан Всероссийский институт охраны труда в сельском хозяйстве. Начались разработки нормативных документов, спецодежды для работников животно­водства, типовых инструкций по ох­ране труда, методических рекомен­даций по организации обучения и проведению инструктажа с работни­ками сельского хозяйства.

Значительная научная работа по охране труда проводилась и прово­дится в Санкт-Петербургском аграр­ном университете. Здесь усилиями доктора технических наук, профес­сора, заслуженного деятеля науки и техники РФ В.С.Шкрабака была создана школа трудоохранной науки. Были подготовлены более 100 кан­дидатов и докторов наук, множество патентов на изобретения; имеются научные и научно-методические работы, в том числе монографии, учебные пособия, 36 учебников по охране труда.

ЦК профсоюза организовал курсы по повышению квалификации профсоюзных кадров. В поселке совхоза «Московский» (сегодня - г. Московский) были построены учебный кор­пус и гостиница. Ежегодно на курсах проходили обучение 150 технических инспекторов труда.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ - ТЕХНИКЕ

В 1950-1970 гг. сельскохозяйствен­ная техника в стране была далеко не совершенна и представляла опас­ность для обслуживающего персо­нала.

Так, валы отбора мощностей, кар­данные передачи от трактора к при­цепным машинам и агрегатам вра­щались с большой скоростью, и рабочие, попадая в их зону, могли зацепиться за них одеждой, что при­водило к тяжелым несчастным слу­чаям при работе на картофелеубо­рочных, свеклоуборочных, хлопкоуборочных машинах, кормораздатчи­ках, пресс-подборщиках.

Часто несчастные случаи проис­ходили во время запуска тракторов пускачом при включенной коробке передач скоростей. Ежегодно более 300 механизаторов получали смер­тельные травмы на производстве. Все это требовало принятия мер.

В 1969 г. Совет Министров СССР возложил на Минсельхоз СССР осу­ществление государственного над­зора за техническим состоянием, а также за соблюдением правил тех­нической эксплуатации, хранения и списания тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин и оборудования в колхозах, совхозах и других государственных сельскохо­зяйственных предприятиях и органи­зациях.

Для этой цели была создана ин­спекция Госсельтехнадзора, которая также выдавала колхозам, совхо­зам и другим сельскохозяйственным предприятиям и организациям, неза­висимо от их ведомственной принад­лежности, единые номерные знаки на тракторы, самоходные шасси и трак­торные прицепы.

Техническая инспекция профсо­юза стала тесно сотрудничать с ин­спекторами Госсельтехнадзора. Про­водились совместные проверки, осо­бенно в период подготовки техники к основным сельхозработам (сев, уборка).

ВЦСПС увеличил количество технических инспекторов труда ЦК профсоюза. Это позволило закре­пить за всеми машинно-испыта­тельными станциями технических инспекторов труда, которые уча­ствовали в работе комиссий при при­емке новой сельскохозяйственной техники. Был установлен постоянный контроль за соблюдением требований охраны труда на стадиях разработки, испытаний и приемки в эксплуатацию новых образцов сельскохозяйствен­ных машин и оборудования.

По требованию технической ин­спекции труда профсоюза постепенно, шаг за шагом внедрялись ограждения карданных валов, автосцепки. На при­цепы стали устанавливать тормоза, на колесные трактора - жесткие кабины или каркасы, что спасало жизнь трак­ториста при опрокидывании трактора.

Кабины тракторов, комбайнов оснащались улучшенной системой подвески сидения тракториста, ме­ханическими воздухоочистителями, а позже - кондиционерами, стекло­очистителями с омывателями, зер­калами. Гидропривод на тормоза и рабочие органы подъема навесных, прицепных агрегатов позволил об­ходиться без прицепщиков. Запуск тракторов стал осуществляться из кабины. Устанавливались блокирую­щие устройства, не допускавшие дви­жение трактора при запуске на скоро­сти.

Все эти меры улучшали усло­вия труда и спасали жизни механи­заторов. Много сил и энергии отдал этому участку работы заместитель заведующего отделом охраны труда ЦК профсоюза В.И.Орлов.

РАЗВИТИЕ ПРОФСОЮЗА

В 1976 г. было принято решение об увеличении массовости профсо­юзных организаций колхозов. Это было вызвано тем, что после рас­формирования в стране машинно-тракторных станций (МТС) и передачи техники в колхозы в 1958 г. в члены профсоюза принимались механиза­торы, бригадиры тракторных бри­гад и дипломированные специали­сты, а колхозники других профессий не могли быть приняты в члены профсоюза.

Профсоюз рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок был переименован в профсоюз работников сельского хозяйства. В тот период при непосредственном участии ЦК профсоюза и его специалистов был разработан комплекс нормативных до­кументов, что позволило колхозникам получить некоторые (но не все) права и льготы, которые в соответствии с законодательством и уставами имели члены профсоюза на госпредприя­тиях.

Союзный совет колхозов выде­лил средства на содержание техниче­ской инспекции труда профсоюза. Ее численность увеличилась, что дало возможность своевременно и опе­ративно проводить расследования несчастных случаев, оказывать по­мощь профсоюзному активу колхо­зов в осуществлении общественного контроля за соблюдением законода­тельства о труде на рабочих местах, а службе охраны труда - проводить обучение специалистов, пропаганди­ровать безопасные приемы труда.

После создания единого произ­водственного комплекса АПК про­изошло объединение профсоюзов работников сельского хозяйства, работников пищевой и перерабаты­вающей промышленности и ряда других отраслей и был образован единый профессиональный союз ра­ботников агропромышленного ком­плекса, объединивший 38 млн чел. Профсоюз стал крупнейшим в СССР и мире. В его технической инспекции в 1980-е гг. насчитывалось более 1300 специалистов, в том числе в РСФСР - 564, в Украинской ССР - 269.

Более четверти века прорабо­тали в технической инспекции труда ЦК профсоюза С.К.Бобков (Тверь), В.С.Горбунов (Владимир), Я.Н.Росо­ловский (Ивано-Франковск), В.И.Пидуда (Калининград), С.А.Дауткштс (Рига), А.П.Барыш (Гомель), Б.А.Гуйва (Запорожье), Г.Д.Анистратенко (Владивосток), В.В.Коньков (Красно­дар).

Не все они дожили до столетия инспекции труда, но каждый был высококвалифицированным специ­алистом, хорошо знал особенности своей профессии и ее предназначе­ние - защищать права работников сельского хозяйства.

НОВОЕ ВРЕМЯ

События 1991 г. привели к распаду СССР. В Российской Федерации, ставшей самостоятельным государ­ством, начались реформы, которые обернулись разорением огромного количества колхозов и совхозов. Тру­дящиеся агропромышленного ком­плекса, профсоюз работников АПК испытали масштабные потрясения.

Ухудшилась социальная защи­щенность работников отрасли, резко снизился уровень их зарплаты, что привело к падению жизненного уровня. Этот период стал для про­фсоюза периодом напряженной борьбы за права и интересы труже­ников АПК: за достойную зарплату и ликвидацию долгов по ее выплатам, за рабочие места и безопасность.

Профсоюз лишили прав на управ­ление социальным страхованием, техническая инспекция труда пере­шла под управление государства. Предоставленное законами (Трудо­вым кодексом РФ и Федеральным законом «О профсоюзах…») право на создание собственной инспекции труда трудно выполнимо в силу ряда субъективных и объективных причин.

Отсутствует четкая позиция госу­дарства относительно роли профсо­юза в обществе, о чем свидетель­ствует устаревший закон о профсо­юзах; происходят многочисленные нарушения работодателями прав профсоюзов, и это не находит адек­ватной оценки. Реорганизации ведут к уменьшению численности профсо­юзных организаций, отрицательно сказываются на их финансовом со­стоянии, - сокращается число спе­циалистов, работающих в них, и воз­можности оказывать необходимую помощь членам профсоюза.

В то же время, несмотря на труд­ности, профсоюз продолжает актив­ную работу по защите трудовых прав своих членов, всех работников АПК, в том числе в вопросах охраны труда.

По предложению профсоюзных организаций заключаются трехсто­ронние соглашения на всех уровнях (от районного до федерального), кол­лективные договоры в организациях АПК. Представители профсоюза ак­тивно работают в трехсторонних ко­миссиях, региональных и территори­альных комиссиях по охране труда.

Технические инспекторы труда профсоюза сотрудничают с государственными инспекторами труда, ор­ганами по труду местных админи­страций, оказывают помощь организациям АПК в обучении профактива, проводят разъяснительную работу по применению Федерального закона от 28.12.13 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». За прошлый год они провели 205 проверок со­блюдения законодательства о труде, приняли участие в расследовании 79 несчастных случаев на производ­стве.

Проблемы социально-экономиче­ской и правовой защищенности работников АПК по предложению профсоюза рассматривались в Государственной Думе ФС РФ.

Профсоюз неоднократно обра­щался в Правительство РФ с пред­ложением о включении в Положе­ние о Минсельхозе России функции управления вопросами охраны труда и о выполнении требования ст. 210 Трудового кодекса РФ по разработке отраслевой целевой программы улучшения условий и охраны труда, обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников. На протяжении 10 лет приходили отрицательные ответы, однако в конце 2017 г. Правительство РФ дало поручение Минсельхозу России раз­работать и утвердить ведомственный план мероприятий по снижению про­изводственного травматизма. Однако неясно, как будет осуществляться финансирование запланированных мероприятий. Сложности могут воз­никнуть и при разработке самих ме­роприятий, так как в Министерстве отсутствует служба охраны труда.

Профсоюз не согласен с дово­дами Минтруда России и настаивает на необходимости ратификации на­шей страной Конвенции №184 «О безопасности и гигиене труда в сель­ском хозяйстве». Это станет шагом для исправления ситуации с охра­ной труда в сельском хозяйстве и в целом в АПК, так как требования Конвенции предполагают принятие государственных мер по организации службы охраны труда, устранению и снижению рисков, обеспечению средствами защиты, проведению ин­структажей и обучения безопасным приемам и методам работ, оказанию медицинской помощи.

Возникают трудности и при про­ведении специальной оценки условий труда в организациях сельского хо­зяйства из-за отсутствия финанси­рования. Серьезная проблема - рас­следование и учет несчастных слу­чаев на производстве. За последние годы значительно увеличилось число умерших на производстве от заболе­ваний.

Объединения работодателей в АПК страны предметно не занимаются проблемами охраны труда. Без соз­дания службы охраны труда в объединениях работодателей, в Минсель­хозе России, как и без объединения усилий всех сторон социального пар­тнерства, сложно решать проблемы улучшения условий труда в отрасли и предупреждения несчастных случаев на производстве.

И.В.ФУРМАН,
Главный технический инспектор труда
Профсоюза работников АПК РФ
Журнал «Охрана труда и социальное страхование» №3, 2018 г.