Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Комиссия ЦК Профсоюза по защите социально-трудовых прав и экономических интересов

На заседании постоянной комиссии ЦК Профсоюза по защите социально-трудовых прав и экономических интересов 26 ноября 2019 года рассмотрен вопрос: «О состоянии и мерах по развитию и укреплению системы социального партнерства на региональном и территориальном уровне» и принят план работы комиссии на I полугодие 2020 года.

Председатель комиссии, председатель Курской областной организации Профсоюза И.М.Кушнерев выступил с информацией: «О состоянии и мерах по развитию и укреплению системы социального партнерства на региональном и территориальном уровне в агропромышленном комплексе Курской области». Докладчик отметил, что в агропромышленном комплексе Курской области сформирована система социального партнерства, в рамках которой на областном уровне осуществляется деловое и конструктивное взаимодействие между комитетом агропромышленного комплекса Курской области, комитетом Курской областной организации Профсоюза, Объединением работодателей АПК Курской области и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области (далее – Стороны) .

Основными документами, определяющими направления сотрудничества Сторон, являются:

- Трудовой кодекс РФ и Закон Курской области от 2 октября 2012 г. N 97-ЗКО "О социальном партнерстве в Курской области";

- Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2018-2020 годы;

- Отраслевое соглашение по АПК Курской области на 2018-2020 годы;

- Областное трехстороннее соглашение на 2019–2021 годы.

По Отраслевому соглашению по АПК Курской области сохраняется практика доведения администрацией области до организаций целевых показателей по уровням зарплаты в отраслях АПК. Задача профсоюзных организаций - проводить целевые показатели через коллективные договоры. На 2018 г. был установлен целевой показатель по среднемесячной зарплате в сельском хозяйстве – 28 800 руб., в пищевой и перерабатывающей промышленности – 27 000 рублей. По фактическим данным среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве повысилась до 29 576 руб. – это 4 место в ЦФО, в пищевой и перерабатывающей промышленности – до 27 003 рублей.

По Отраслевому соглашению принято принципиально новое решение: стороны договорились осуществить приближение заработной платы работников сельского хозяйства к среднему уровню по экономике области, а в пищевой и перерабатывающей промышленности – к уровню оплаты труда в обрабатывающей промышленности. В результате по итогам 2018 г. удельный вес оплаты труда работников сельского хозяйства по отношению к средней по экономике области составил 98,9%, а в пищевой промышленности – к уровню заработной платы в обрабатывающей промышленности - 94,3%. В то время как по российскому Отраслевому соглашению предусмотрен целевой индикатор по уровню зарплаты работников сельского хозяйства на уровне 90% от среднего уровня по стране.

Областной комитет Профсоюза регулярно подготавливает и вносит на рассмотрение областной трехсторонней комиссии и областной комиссии по охране труда материалы о состоянии и мерах по развитию социального партнерства, усилению охраны труда в организациях. К примеру, 15 апреля 2019 г. состоялось заседание областной комиссии по охране труда, на котором рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по обеспечению участия работников сельского хозяйства в системе управления охраной труда», подготовленный по материалам обкома. Решение, принятое по данному вопросу, направлено для принятия мер главам районов, руководителям инвестиционных компаний и профсоюзным организациям. В марте 2020 г. запланировано обсудить на заседании комиссии вопрос о выполнении данного решения.

Наряду с этим, в июне 2019 года областной комитет Профсоюза подготовил и предложил принять совместное обращение сторон социального партнерства к работодателям и профсоюзным комитетам организаций АПК о принятии мер по усилению охраны труда в организациях сельского хозяйства. Обращение опубликовано на сайтах комитета АПК и Профсоюза, а также в областной профсоюзной газете «Наш взгляд». В результате в большинстве организаций АПК обеспечивается работа без травм и аварий. Там, где действуют первичные профсоюзные организации, несчастных случаев с летальным исходом или тяжелыми последствиями для здоровья работников не зарегистрировано. В сельском хозяйстве сохраняется тенденция к снижению профзаболеваемости - за последние три года этот показатель снизился до минимума – от 0,24 до 0,08 на 10 000 работников. Это значительно ниже российского отраслевого уровня.

В областном Отраслевом соглашении предусмотрены меры стимулирования работодателей к сотрудничеству с профсоюзными органами. Обязательства администрации области:

- способствовать развитию системы отраслевого социального партнерства на региональном и территориальном уровнях;

- при оказании организационной и иной поддержки предприятиям и организациям учитывает в качестве основных критериев ситуацию с выплатой заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств коллективных договоров, соглашений;

- при рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным и областным наградам, присвоению почетных званий Российской Федерации и Курской области, учитывает мнение обкома профсоюза работников АПК, результаты выполнения коллективных договоров, Отраслевого соглашения по АПК РФ, областного трехстороннего и настоящего соглашений.

В Курской области действует Закон "О социальном партнерстве в Курской области» от 02.10.2012 №97-ЗКО. На развитие социального партнерства направлены постановления Администрации области, которыми утверждены рекомендации по взаимодействию руководителей инвестиционных компаний с профсоюзными органами, а также обеспечивается участие председателя областной Федерации организаций профсоюзов в заключении инвестиционных соглашений.

Безусловно, на первый взгляд складывается впечатление, что все необходимые условия для развития социального партнерства в отрасли имеются. На самом деле создана минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства; действуют профсоюзные организации, представляющие и защищающие интересы рабочих и служащих, созданы и действуют областное объединение работодателей и областная Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В то тоже время в системе социального партнерства на областном и муниципальном уровне имеется ряд нерешенных проблемных вопросов и недостатков. Основная проблема заключается в том, что нет реальных механизмов реализации законодательных и правовых актов по вопросам социального партнерства. Многие работодатели препятствуют созданию новых или не считаются с мнением действующих первичных профсоюзных организаций. Трехсторонние комиссии на всех уровнях являются исключительно совещательными органами, они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений. Не урегулированы в должной мере механизмы по реализации рекомендаций комиссий и условий коллективных договоров.

Отдельные руководители, игнорируя действующее законодательство о профсоюзах, Трудовой кодекс РФ, соглашения с профсоюзными органами, выступают с противозаконными инициативами в отношении прав работников на объединение в профессиональные союзы. Более того, идет прямое вмешательство во внутри профсоюзную жизнь, особенно в вопросах уплаты и перечисления членских профсоюзных взносов.

С большим трудом решаются вопросы по созданию студенческих профорганизаций в сельскохозяйственных техникумах поскольку они находятся в ведении государственных структур образования.

Объединение работодателей слабо организовано и не представляют большинство компаний отрасли. Все это в конечном итоге приводит к обесцениванию всей системы социального партнерства. Вопросы о стимулировании участия работодателей в отраслевых объединениях не проработаны.

Отсутствие первичных профсоюзных организаций на предприятиях является преимуществом для работодателей в вопросах отказа присоединятся к отраслевым соглашениям, поскольку в таком случае согласование с трудовым коллективом не требуется. То есть на правовом уровне отказ фактически стимулируется.

Развитие сельских территорий в значительной степени зависит от налаживания эффективного социально-экономического партнерства на предприятиях и муниципальных районах. При наличии такого партнерства могут успешно и в достаточно сжатые сроки решаться многочисленные вопросы жизнедеятельности сел, многие из которых сегодня находятся в упадке и поэтому крайне нуждаются в дополнительных инвестициях. В связи с этим следовало бы создать преференции для социально ответственных руководителей. Меры по стимулированию участия работодателей в системе социального партнерства должны носить, в первую очередь, экономический характер, а уж потом и меры принудительного характера. Необходимо активно продвигать наши инициативы, заявлять о них на разных уровнях и в рамках дискуссии вырабатывать тот оптимальный вариант, который впоследствии нашел бы свое отражение в законодательстве.

В настоящее время на районном уровне нет объединений работодателей. А это означает, что система социального партнерства заканчивается по большему счету на областном уровне. Необходимо продумать комплекс мер по созданию объединений работодателей или их филиалов в каждом муниципальном районе. Вопрос надо ставить так: «Если не социальное партнерство в качестве баланса интересов работника и работодателя, то что другое? Есть ли ему альтернатива?» Очевидно, что социальное партнерство, его идеология и практика дают шанс уберечь общество от раскола и роста напряженности в обществе.

Важно принять и ряд других мер в законодательном порядке, к примеру:

- ввести обязательность исполнения решений трехсторонних комиссий и предусмотреть со­ответствующие санкции за их невыполнение;

- предоставлять работодателям преимущества в решении вопросов социально-экономического развития, действующим в рамках системы социального партнерства, например, как это предусмотрено трехсторонним соглашением по Центральному федеральному округу и принято в Курской области (уровень соглашений недостаточный);

- предоставить конкретные полномочия органам местного самоуправления в сфере трудовых отношений, хотя бы на уровне полномочий в сфере охраны труда (в настоящее время в законодательстве о местном самоуправлении нет полномочий по муниципальному управлению в сфере труда);

- ввести обязательный мониторинг состояния социального партнерства в территориях, отраслях и в организациях.

Не менее важно на уровне ФНПР рассмотреть вопросы о повышении ответственности и эффективности в работе структур территориальных объединений профсоюзов. Они, по большему счету, не заинтересованы в реализации практических уставных задач по содействию в обеспечении деятельности входящих в Федерацию членских организаций. Вместо этого они нередко позиционируют себя в качестве вышестоящих профсоюзных органов, подменяя при этом официальные вышестоящие отраслевые профсоюзные органы. Такие подходы ослабляют организационную деятельность отраслевых профсоюзных органов.

В целях реализации соглашений областной комитет Профсоюза разработал организационный проект по развитию социального партнерства в отрасли АПК в целях преодоления воспрепятствования профсоюзной деятельности со стороны аграрного бизнеса и развития конструктивного взаимодействия с работодателями организаций АПК. Организационный проект представляет собой пакет документов, в которых четко обозначены цели и задачи профсоюзной деятельности, преимущества рабочих и служащих, объединенных в Профсоюз, и работодателей, взаимодействующих с профсоюзными организациями. Исключительно важными мотивирующими факторами являются, обозначенные в проекте, практические результаты деятельности Центрального и областного комитетов Профсоюза по отстаиванию и защите интересов работников АПК, а также поддержка профсоюзной деятельности со стороны администрации области и органов государственного управления АПК.

В ходе заседания постоянной комиссии председатель Пермской краевой организации Профсоюза В.В.Шалаев проинформировал, что в краевой организации в соответствии с Приказом Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 16.05.2014 г. N СЭД-03-01-08-153 «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края по предоставлению государственной услуги по уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений» организована работа по правовой экспертизе проектов коллективных договоров. Правовым инспектором труда и специалистом по социально-трудовым вопросам готовится заключение на проект коллективного договора, разработанного членской организацией, вносятся необходимые предложения, указывается на несоблюдение закона. Наличие данного письма - заключения обязательно с 24.05.2017 г. при предоставлении коллективного договора на уведомительную регистрацию (п.2.9 Приказа). Из 44 коллективных договоров, заключенных на предприятиях отрасли – 34 прошли уведомительную регистрацию. На 01.01.2019 г. отсутствуют коллективные договоры в четырех предприятиях.

На территориальном уровне, в районах сложно создать объединение работодателей, нет третьей стороны социального партнерства. Без административного ресурса у системы социального партнерства нет перспектив.

Председатель Астраханской областной организации Профсоюза С.Н.Тяпкин обозначил следующую проблему: работодатели применяют различные способы давления на председателей первичных профсоюзных организаций – или закрывай профорганизацию или уходи. Отмечалось, что недавно на одном из предприятий АПК была создана первичная профсоюзная организация, однако председателя ППО уволили. Негативно влияет на защиту прав работников и сокращение штата Государственной инспекции труда в области, в настоящий момент осталось 11 человек.

Председатель Владимирской областной организации Профсоюза Г.А.Сидельникова отметила, что идет мощное наступление капитала на права рабочих и профсоюзных организаций. Предприятия предпочитают принимать на работу молодых людей, способных выдерживать любой уровень интенсификации труда, а 45-летних работников уже не принимают в штат. «Профсоюзы должны быть независимыми, иметь забастовочный фонд, как на Западе. Если все оставить как есть, то через пять лет от профсоюзов производственной сферы ничего не останется», - сказала Галина Алексеевна.

Председатель Башкирской республиканской организации Профсоюза К.Г.Гайнетдинова сообщила, что в республике в системе социального партнерства много положительного, принят закон о социальном партнерстве, есть социальный диалог. Многое зависит от административного ресурса, нет административного ресурса – нет профсоюзной организации.

Председатель Удмуртской республиканской организации Профсоюза И.Н.Кропотин поделился информацией о встрече 15 октября 2019 года профсоюзного актива совместно с членами Ассоциации «Союз сельхозтоваропроизводителей УР», работодателями сельхозпредприятий, начальниками Управлений сельского хозяйства некоторых районов с Министром сельского хозяйства и продовольствия УР О.В.Абрамовой, председателем постоянной комиссии Государственного Совета УР по АПК, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды В.С.Варламовым, заместителем начальника Управления информационно-аналитического обеспечения Аппарата Государственного Совета УР В.А.Ушаковой в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» и Всероссийской акции профсоюзов под девизом «За реальный рост заработной платы!». Данная встреча прошла в конструктивном ключе, на все задаваемые вопросы от Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР и Государственного Совета УР были получены подробные ответы.

В ходе обсуждения поступило множество предложений как Министерству, так и Государственному Совету Удмуртской Республики. Среди них:

Государственному Совету УР совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия УР разработать законодательную инициативу и направить в Государственную Думу РФ в части установления надбавки в размере 25% к пенсии всем работавшим в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающим в сельской местности;

изыскать возможность возобновления оздоровления работников АПК республики с 2020 года;

учитывать установленные показатели целевого индикатора по росту заработной платы работников сельского хозяйства республики при разработке Положений по выделению государственной субсидии;

государственную поддержку в форме субсидий и других выплат устанавливать до 01 марта следующего финансового года;

обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ по сокращению процентов отчисления во внебюджетные фонды, что положительно скажется на росте заработной платы, но не повлияет на работу фондов, даст импульс бизнесу выхода из тени;

создать рабочую группу по подготовке законопроектов, устанавливающих доведение рентабельности молочного животноводства республики до уровня рентабельности предприятий перерабатывающей промышленности, расположенных в Удмуртии. В состав группы ввести представителей от Ассоциации «Союз сельхозтоваропроизводителей УР», республиканской организации Профсоюза, исполнительной и законодательной власти республики, а также перерабатывающей промышленности Удмуртии;

принять правовой акт о минимальной закупочной цене на сырое молоко с 2020 года;

направить в регионы России письма с предложением о поддержке законопроекта, устанавливающего рентабельное развитие сельхозтоваропроизводителей на уровне не ниже уровня предприятий перерабатывающей промышленности.

Все предложения были учтены и внесены в Резолюцию встречи.

По итогам обсуждения постоянной комиссией ЦК Профсоюза по защите социально-трудовых прав и экономических интересов были выработаны рекомендации, в том числе:

- определить в качестве одной из важнейших задач выработку комплекса мер по стимулированию участия работодателей в системе социального партнерства, активно продвигать инициативы по данному вопросу, заявлять о них на разных уровнях и в рамках дискуссии вырабатывать оптимальный вариант, который впоследствии нашел бы свое отражение в законодательстве;

- добиваться включения в Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2021-2023 годы принятия обязательств Министерства сельского хозяйства РФ и Общероссийского агропромышленного объединения работодателей "Агропромышленный союз России" учитывать в качестве основных критериев ситуацию с выплатой заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств по Отраслевому соглашению, мнение Профсоюза работников АПК РФ при оказании организационной и иной поддержки предприятиям и организациям, а также при рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным наградам, присвоению почетных званий Российской Федерации (по аналогии с Соглашением по Центральному федеральному округу);

- изучить возможность инициирования предложений по наделению органов местного самоуправления полномочиями в сфере социально-трудовых отношений по вопросам заработной платы и занятости;

- предложить Исполкому ФНПР рассмотреть варианты решения вопроса по введению обязательности исполнения решения трехсторонних комиссий с учетом установления санкций за их невыполнение;

- включить в план обучения профсоюзных кадров проведение семинара «О мерах по реализации программы ФНПР «За справедливую экономику».

Комиссия решила рассмотреть на заседании комиссии в I полугодии 2020 года следующий вопрос: «О выполнении в регионах Отраслевого соглашения на 2018–2020 годы по вопросам занятости и заработной платы работников агропромышленного комплекса».

Информация отдела социально-трудовых отношений
и социального партнерства аппарата Профсоюза