Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
А.А.Тимофеев о резидентах Арктической зоны

В прошлом году на уровне Правительства Российской Федерации был принят ряд федеральных законов и постановлений, которые устанавливали территориально сухопутную Арктическую зону нашей страны, а также определяли преференции для бизнеса в этой зоне, фактические вводя государственные льготы за ведение бизнеса на Севере.

«Инициатива Правительства может принести реальные результаты не только для бизнеса, а в целом для развития Севера. На мой взгляд, для объективной оценки профорганизациям необходимо четко отслеживать, появление новых резидентов в нашей отрасли. С одной стороны это могут потенциальные первички, с другой необходимо понимать их развитие и влияние на отрасль в целом. Самый главный вопрос - это куда предприятие пустит сэкономленные средства, будет ли это вложение в производство, модернизацию или увеличение заработной платы работникам», - говорит Александр Анатольевич Тимофеев, председатель областной организации Профсоюза.

Такая инициатива была направленна на привлечение бизнеса из других регионов и уравнивания затрат между регионами. Как известно, бизнес на Севере несет большие затраты, в первую очередь на выполнение государственных гарантий для работников по оплате «северных» коэффициентов к заработной плате, так же как правило на северных территориях больший расход электро- и тепловой энергии, сложнее с транспортной доступностью, такие расходы влияют на себестоимость продукции и ее конкурентно способность на рынке.

Чтобы претендовать на получение этих льгот, предприятие или организация должны получить статус резидента Арктической зоны.

Что необходимо чтобы стать резидентом:

1. Вести деятельность на территории, относящейся к Арктической зоне РФ. Список территорий указан в Федеральном законе от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".

К сухопутным территориям Арктической зоны относятся:

1. а) Мурманская область;

б) Ненецкий автономный округ;

в) Чукотский автономный округ;

г) Ямало-Ненецкий автономный округ;

2. части территорий следующих субъектов Российской Федерации:

а) Республика Карелия: муниципальное образование "Беломорский муниципальный район", муниципальное образование "Калевальский национальный муниципальный район", Кемский муниципальный район, муниципальное образование "Костомукшский городской округ", Лоухский муниципальный район, муниципальное образование "Сегежский муниципальный район";

б) Республика Коми: муниципальное образование городского округа "Воркута", муниципальное образование городского округа "Инта", муниципальное образование городского округа "Усинск", муниципальный район "Усть-Цилемский";

в) Республика Саха (Якутия): муниципальный район "Абыйский улус (район)", муниципальное образование "Аллаиховский улус (район)", муниципальное образование "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)", муниципальное образование "Булунский улус (район)", муниципальный район "Верхнеколымский улус (район)", муниципальное образование "Верхоянский район", муниципальный район "Жиганский национальный эвенкийский район", муниципальное образование "Момский район", муниципальный район "Нижнеколымский район", муниципальный район "Оленекский эвенкийский национальный район", муниципальное образование "Среднеколымский улус (район)", муниципальный район "Усть-Янский улус (район)", муниципальное образование "Эвено-Бытантайский национальный улус (район)";

г) Красноярский край: муниципальное образование город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, муниципальное образование Туруханский район, сельское поселение "Поселок Суринда", сельское поселение "Поселок Тура", сельское поселение "Поселок Нидым", сельское поселение "Поселок Учами", сельское поселение "Поселок Тутончаны", сельское поселение "Поселок Ессей", сельское поселение "Поселок Чиринда", сельское поселение "Поселок Эконда", сельское поселение "Поселок Кислокан", сельское поселение "Поселок Юкта" Эвенкийского муниципального района;

д) Архангельская область: муниципальное образование "Город Архангельск", муниципальное образование "Мезенский муниципальный район", муниципальное образование городской округ "Новая Земля", муниципальное образование "Город Новодвинск", муниципальное образование "Онежский муниципальный район", муниципальное образование "Приморский муниципальный район", городской округ "Северодвинск", муниципальное образование "Лешуконский муниципальный район", муниципальное образование "Пинежский муниципальный район".

Согласно последним изменениям, резидентом может быть предприниматель, зарегистрированный на территориях, не относящимся в Арктической зоне РФ, но ведущий деятельности на её территории.

2. Организация, уже осуществляющая свою деятельность в Арктической зоне, должна подготовить инвестиционный проект на новый вид деятельности, т.е. получить новый ОКВЭД. Например, предприятие ОА «Молоко» в г. Архангельске стало резидентом, и получило новый ОКВЭД 11.07 «производство безалкогольных напитков производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках».

При этом подать заявку на фактический вид деятельности организации не получиться.

Стоит понимать, что налоговые льготы будут распространяться только на работников осуществляющим свои функции в рамках нового вида деятельности!

3. Минимальные вложения в инвестиционный проект 1 мл. руб. Учитываются затраты на создание или модернизацию недвижимого имущества или комплексов движимого и недвижимого имущества. Не учитываются затраты, понесенные до получения статуса резидента АЗРФ.

Это основное, что нужно понимать при принятии решения стать или не стать резидентом.

Получив статус резидента бизнес может рассчитывать на:

1. В течение 12 лет работодатель уплачивает за работников участвующих в проекте не 30% страховых взносов, а 7,5%. Стоит понимать, что оставшуюся часть налогов за работника платит государство, т.е. фактически работник не теряет страховые отчисления.

2. Налог на прибыль первые пять лет будет составлять 5%, следующие 10% и с одиннадцатого году будет 20%.

3. В том числе налоговые льготы будут распространяться на: налог на землю, налог на имущество, УСН.

4. Резидент АЗРФ имеет право применить в своей деятельности процедуру свободной таможенной зоны.

5. Субсидирование процентной ставки по кредитам. Субсидирование процентной ставки в размере 1,5 ключевой ставки ЦБ, но не более 9%. Стоимость кредитов для заемщиков – от 2% годовых.

6. Предоставление земельных участков без торгов.

7. Проведение проверок только по согласованию с Минвостокразвития и в сокращенные сроки.

8. Льготные кредиты Фонда развития Дальнего Востока и Арктики от 2% годовых.

Стоит понимать, что только по льготе на страховые взносы работодатель может сэкономить с среднем от 70 до 100 т.р., а если плюсовать остальные налоги, то выгода предприятия на одном работнике в год может составлять до 300 т.р.

Какие подводные камни мы видим в этом с хорошей инициативе?

Не все действующие предприятия смогут стать резидентами. Например сельхозпредприятие на Севере в специфику климата ограничены в возможных видах деятельности и добавление нового вида производства станет для них проблемой. В тоже время, если с существующим предприятием рядом откроется совершенно новое, то у него будут все налоговые льготы, а у действующего нет. Такая ситуация может привести к закрытию одного предприятия и перетеканию сбыта и рабочих к новичкам.

Информация Архангельской областной
организации Профсоюза

Дата публикации: 27 июля 2021 г.