Новый год принес кардинальные изменения в правила регистрации квартир, земельных участков, домов. С 1 января не будет выдаваться свидетельство о государственной регистрации прав на собственность.
Вместо него обладатели квадратных метров, соток и гектаров будут получать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в Росреестре.
К нововведениям относится и создание базы госреестра в электронном виде, что снизит риск мошенничества, защитит права собственности россиян и безопасность зарегистрированных данных.
Если, к примеру, земельный участок расположен в одном городе, а вы живете в другом населенном пункте, то теперь не обязательно ехать в город, где располагается участок, чтобы подать документы на регистрацию прав собственности. Обратиться можно в любой офис Росреестра в любой точке страны. Либо получить услугу в электронном виде, через Интернет.
Закон также предусматривает дистанционный способ получения документов после проведения регистрации прав - курьерскую доставку. Для этого в момент подачи документов надо сделать в заявлении специальную отметку, и готовые документы доставят владельцу недвижимости в любое удобное для него место и время. Эти и другие возможности появляются у граждан с вступлением в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и с появлением Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
В Росреестре подчеркивают, что с началом работы ЕГРН вырастет надежность хранения данных о миллионах квартир, дач и земельных участков.
«Новый закон имеет ряд преимуществ для граждан и предпринимателей. Регистрация будет проводиться без территориальной привязки будущего собственника, когда документы на регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости можно подать в любом офисе приема-выдачи документов, независимо от места расположения объекта недвижимости», - отмечают в Росреестре.
Защиту, а также упрощение и ускорение процесса регистрации недвижимости теперь обеспечит электронная учетно-регистрационная система, Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В него будут стекаться сведения из двух источников - Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Суть нововведения сводится к упрощению порядка учета объектов недвижимости (кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество объединяются в единую электронную систему), а также сокращению бумажного документооборота и сроков регистрационных действий.
До сих пор кадастровый учет и регистрация прав были разными процедурами. Теперь граждане, осуществляющие сделки с недвижимостью, смогут одновременно подавать заявления на кадастровый учет и регистрацию прав, что экономит время и делает операции с недвижимостью более удобными. В Росреестре уточняют, нужно подать одно заявление, по которому в течение 10 дней регистраторы одновременно оформят и кадастровый учет, и регистрацию прав. На регистрацию прав уйдет не более семи дней, а на постановку на кадастровый учет - не более пяти дней.
Нужно знать, что одновременно учет и госрегистрация будут проводиться в случаях, если объект недвижимости регистрируется впервые или ликвидируется, а права на него зарегистрированы в ЕГРН.
Также определены исключительные ситуации.
Новый закон сокращает время не только на регистрацию прав и кадастрового учета недвижимости, но и на сроки получения сведений (выписок) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Причем почти вполовину. Выписка будет представлена в течение трех дней вместо пяти.
Впервые вводится ответственность за необоснованный отказ чиновников в приеме документов или предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), за нарушение сроков, технические ошибки в документах, уклонение от выполнения своих обязанностей, и всего того, что повлекло причинение ущерба заявителям.