Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
06.12.2019

В Государственной Думе обсудили цифровую безработицу в России

3 декабря 2019 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялся круглый стол «Цифровая безработица». В мероприятии приняла участие заместитель Председателя Профсоюза Г.М.Юрова.

«По оценкам экспертов, в ближайшие 10–20 лет исчезнут около 50% профессий. Роботизация, развитие искусственного интеллекта, внедрение технологий вроде блокчейна приведут к колоссальному высвобождению рабочих рук. Анализ этих рисков и издержек столь же важен, как и меры по ускорению цифровизации экономики. Более точное осознание рисков и издержек позволит лучше подготовиться, сделать трансформацию рынка труда более мягкой, поможет гражданам нашей страны лучше подготовиться к новым условиям жизни», — отметил модератор мероприятия, депутат фракции КПРФ М.В.Щапов.

Основатель и президент SuperJob А.Н.Захаров оценил потенциальные риски цифровой безработицы. По его словам, количество рабочих мест в бэкофисах не растет уже давно, а предложение для бухгалтеров снижается. «Если крупнейшие компании примут решения об электроном документообороте в течение трех месяцев большинство бухгалтеров потеряют работу. Их более миллиона человек». Также Захаров отметил, что «при внедрении технологии автопилотов почти 90% профессиональных водителей могут потерять работу уже в ближайшие годы. Часть за счет беспилотников, часть за счет такси и каршеринга. До 900 тысяч водителей может высвободиться. И в программистов мы их не переучим».

Заместитель Председателя Профсоюза работников АПК РФ Г.М.Юрова отметила, что уже сейчас агропромышленный комплекс сильно меняется под влиянием цифровых технологий: «За пять лет по данным Росстата количество работающих в сельском хозяйстве сократилось на 29%, в пищевой промышленности – на 15%. Идет сокращение на концевых операциях, где людей можно заменить робототехникой».

«Самый главный риск для рынка труда — это алгоритмизация. Те виды деятельности, которые можно описать алгоритмами исчезнут», — отметил профессор МГИМО В.С.Осипов.

Научный сотрудник центра анализа компетенций и стандартов РАНХиГС А.А.Коваль привела данные о том, что в результате цифровизации экономики до 14% рабочих мест могут быть автоматизированы. «По нашим опросам 6 из 10 людей уже сейчас не отвечают требованиям цифровой экономики».

Однако, по мнению директора Института проблем рынка РАН В.А.Цветкова, «цифровая безработица» — это естественный процесс и он не несет серьезных угроз: «Думать сегодня надо не о том, как сохранить малоэффективные рабочие места, которые уже не соответствуют новому уровню развития производительных сил, а о том, как создать условия для подготовки новых специалистов, которых сегодня просто не хватает, а через 10 лет будет уже катастрофически не хватать».

В заключение М.В.Щапов отметил, что необходимо начать вырабатывать совершенно новую государственную политику в сфере управления рынком труда, которая будет учитывать риски и угрозы цифровизации. Парламентарий предложил провести в феврале еще одну встречу, где как раз будет обсуждаться, какой может стать новая парадигма государственной политики в сфере рынка труда, и какие могут быть внесены конкретные изменения в законодательство.


Выступление заместителя Председателя Профсоюза Г.М.Юровой:

Уважаемые товарищи! В России сегодня, с некоторым отставанием от ведущих мировых держав, все решительнее заявляет о себе четвертая индустриальная или промышленная революция. Речь идет о цифровой экономике, появлении новых технологий, роботизации, искусственном интеллекте, обмене «большими данными». Создаются программы технологических прорывов. Идет организационная перестройка: создаются сервисные центры, центры разработки и проектирования, многие сферы традиционных производств отдаются на аутсорсинг.

В сельском хозяйстве мы все чаще слышим об открытии роботизированных животноводческих комплексов, применении беспилотной техники и спутниковой связи для мониторинга состояния полей. Увеличивается и обостряется конкуренция как за доступ к государственным субсидиям и льготным кредитам, так и к привлекательным рынкам сбыта. Но конкуренция также подстегивается технологическими, цифровыми изменениями. Кто не успевает меняться, уходит с рынка.

Становится все очевиднее, что грядут большие перемены в условиях значительных рисков. Широкий спектр рисков связан с развитием техники и новых технологий, которые могут привести к значительному сокращению наемных работников, а может быть даже в ближайшее десятилетие к обрушению рынка труда. При этом наступление на права и гарантии трудящихся будет возрастать.

Так, штатная численность работников организаций сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства сократилась с 2015 года по настоящее время на 29,2% (с 1 615 153 до 1 143 587 человек, или на 471 566 человек). А численность работников организаций по производству пищевых продуктов за тот же период сократилась на 15,5 процентов (с 1 187 325 человек до 1 002 852 человек, или на 184 473 человека).

Считаем, что граждане, оставшиеся без работы в том числе по причине сокращения рабочих мест в реальном секторе экономики должны иметь поддержку государства. И наряду с пособием по безработице получать медицинскую помощь, а их дети должны иметь возможность посещать на общих основаниях детский сад и школу. И это должно рассматриваться как помощь государства людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Другими рассматриваемыми вариантами могут стать создание гарантийного страхового фонда от безработицы, а также безусловный базовый доход.

Также нельзя не видеть, что в ряде стран в условиях продолжающегося кризиса реального сектора экономики увеличиваются прибыли компаний, работающих в сфере услуг, в первую очередь финансовых. А в реальной экономике в последние годы наблюдается увеличение количества обанкротившихся и убыточных предприятий. Количество банкротств в АПК, и особенно в организациях сельского хозяйства также растет. При этом банковский сектор, при сохранении неустойчивости в экономике, крайне осторожно относится к финансированию инвестиционных программ.

Однако не стоит забывать, что инновации создаются, прежде всего, в промышленности, в её обрабатывающем производстве. А сегодня в России рост в промышленности составляет недостаточную величину. Это свидетельствует о перекосах в экономике, когда в ней создаются не материальные, а виртуальные активы, так называемые «пузыри», которые не способствуют улучшению дел в экономике. Не поставив финансовый капитал на службу производственному сектору, не создав условия для экономической активности, не развивая своего производства и не увеличивая доходы граждан, в государстве консервируется негативная ситуация в экономике и усугубляется кризис в доверии людей к действиям власти, увеличивается социальная напряженность в обществе.

Следует отметить, что изменения в технологической сфере и нехватка кадров с новыми компетенциями не способствовали тому, чтобы работодатели стали больше внимания уделять подготовке кадров. Как и прежде, на эти цели расходуется 0,1-0,4% от всех затрат на содержание рабочей силы. При этом примерно треть выпускников действующих колледжей и техникумов не находит работу по специальности, заработки мастеров профобучения не дотягивают до средней зарплаты по тому или иному региону. Программы профессионального обучения слабо адаптированы под новые условия и новые требования бизнеса.

В сельских территориях только 26 процентов трудоспособного населения связаны с АПК, этот процент продолжает сокращаться. Считаем, что необходимо создать условия для управляемого перетока работников в другие сферы, предусмотреть совместное инвестирование государства и крупных работодателей в переподготовку сокращаемых работников и их дальнейшее трудоустройство. Правительству необходимо реформировать центры занятости, создать единую онлайн-платформу по всем вакантным рабочим местам, всем населенным пунктам по типу сайта Минтруда России «Работа в России», и обеспечить поддержку процессов мобильности рабочей силы из трудоизбыточных регионов.

Но задача для нашей отрасли состоит не в том, чтобы помочь людям переехать из сел в города, а чтобы приблизить инфраструктуру сельских территорий к городским, чтобы жизнь на селе стала привлекательной в том числе экономически.

Профсоюзы в России, в частности, через свою работу в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, внимательно отслеживают ситуацию на рынке труда, являются активными участниками разработки государственных и региональных программ занятости. В этот сложный период на профсоюзах лежит особая ответственность. Внимание в переговорах с социальными партнерами должно быть уделено сохранению ранее завоеванных социальных гарантий. Требование профсоюзов о неуклонном соблюдении принципов достойного труда и социальной справедливости в нынешних условиях призвано стать заслоном на пути применения наихудших форм трудовых отношений, методом преодоления кризисных явлений и выхода на траекторию устойчивого роста, на качественно новый уровень производства для улучшения качества жизни трудящихся.

В целом, учитывая, что в условиях стагнации и низких темпов роста финансовые средства резко ограничены, встает вопрос о выборе приоритета использования государственных бюджетов – промышленная революция или повышение уровня жизни населения. Многие страны мира, опасаясь социальной нестабильности, склоняются все же ко второму варианту.


Презентация РАНХиГС «Цифровая безработица vs цифровая занятость: стандарты ОЭСР» (ссылка здесь)

Итоговые материалы круглого стола (ссылка здесь)

Стенограмма (ссылка здесь)

Пресс-служба Государственной Думы

Дата публикации: 5 декабря 2019 г.



Возврат к списку