Профсоюз Работников Агропромышленного комплекса Российской Федерации
Заседание рабочей группы Комиссии по социально-экономическим проблемам

3 июня в формате видеоконференцсвязи состоялось заседание рабочей группы Комиссии по социально-экономическим проблемам развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Одним из главных вопросов встречи стало введение общего перечня северных территорий.

Участие в заседании принял председатель Архангельской областной организации Профсоюза Александр Тимофеев.

В ходе заседания стороны социального партнерства рассмотрели три законопроекта:

1) Проект федерального закона № 1135408-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободном порте Владивосток»;

2) Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, о признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР»;

3) Проект указа Президента Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».

Ключевым для профсоюзной стороны в целом, и представителей Архангельской области в частности, стал законопроект, касающийся актуализации списка районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Возник он на почве «регуляторной гильотины», запущенной в 2020 году, потому в ходе встречи рассматривался одновременно с третьим проектом.

Как отметил председатель Архангельской областной организации Профсоюза Александр Тимофеев, профсоюзные лидеры зачастую настороженно встречают инициативы по пересмотру действующих законов. Однако в данном случае текст проекта не вызвал у Александра Анатольевича опасений. «На мой взгляд, подобная инициатива Правительства приводит к упорядочиванию перечня территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, – пояснил руководитель отраслевого профсоюза. – Изучая этот вопрос, давно пришел к выводу, что в действующих нормативных актах присутствует определенная разрозненность. Не всегда соответствуют действительности наименования территорий (кто-то переименовался, кто-то объединился). Разнятся уровни принятия законов – это могут быть как федеральные, так и региональные нормативные акты».

Докладчиком по данному вопросу выступил директор Департамента региональной политики Минэкономразвития России Алексей Храпков. Он начал свое выступления с напоминания о том, что обсуждаемый Перечень сформирован еще в 1967 году, утвержден постановлением Совета министров СССР в 1983 году. Помимо упомянутого Перечня существует множество актов Совета министров ССРР, Правительства и Президента Российской Федерации, относящих те или иные территории к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. «Все эти документы вызывают определенного рода путаницу, правовую неопределенность, и порядок их правоприменения весьма затруднителен», – сообщил Алексей Анатольевич.

Перечень, в первую очередь, необходим для предоставления жителям соответствующих территорий государственных гарантий и компенсаций, в том числе – надбавок к заработной плате. В этой связи Правительство Российской Федерации дало Министерству экономического развития страны и исполнительным федеральным органам поручение подготовить акты для утверждения единого перечня данных территорий.

Проектом постановления Министерство экономического развития свело все территории, отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в единый список, таким образом устраняя множественность нормативных актов о льготах для лиц, трудящихся на соответствующих территориях. «Это позволит систематизировать и упросить правоприменение норм о государственных гарантиях и компенсациях для жителей», – пояснил Алексей Храпков. – Все территории, относящиеся к районам Крайнего Севера, войдут в перечень без сокращений и ухудшения положения граждан».

Александр Тимофеев после изучения списка отметил, что в проекте документа статус всех территорий Архангельской области, имевших статус района Крайнего Севера или приравненных к нему местностей, сохранен. Наиболее значимые моменты проекта: наименование «Каргопольского района» заменено на «Каргопольский округ», «Вилегодский район» – на «Вилегодский округ», отмечено, что островные территории Белого моря и Северного Ледовитого океана, относящиеся к территории Архангельской области, имеют статус районов Крайнего Севера, при этом они могут принадлежать к различным районам региона, таким статусом не обладающим.

В списке проекта постановления значится 24 региона Российской Федерации: 7 регионов, целиком отнесенных к территориям Крайнего Севера, 9 регионов, в составе которых есть и территории Крайнего Севера, и приравненные к нему местности, 8 – содержащих исключительно территории, приравненные к Крайнему Северу.

Сам документ не содержит сведений о преференциях, которые получают территории в связи с признанием их статуса. В нем лишь значится полный перечень субъектов. Тарифные ставки и льготы, действующие на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, не были предметом обсуждения прошедшего заседания рабочей группы.

Проект был одобрен как представителями власти, так и профсоюзами. У присутствовавших на заседании рабочей группы профлидеров также не нашлось к нему претензий. Проект будет рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Информация пресс-службы ФПАО
Дата публикации: 20 июня 2021 г.